МААМ-картинки

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»

Елена Петракова
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы словами Сухомлинского: … №1.

Определить тему нашего мастер-класса я попрошу вас отгадав о чём говорят наши дети.

№ 2,3,4. (видеоролик где дети описывают дид. игры:

Блоки Дьенеша, Кубики Никитина, домино)

№ 5. И так, тема нашего мастер-класса «Дидактическая игра, как средство умственного воспитания дошкольника». Что бы начать наш мастер-класс мне нужны 3 группы участников по 2 человека. А распределиться в группы нам поможет игра «Чудесный мешочек». Напоминаю вам правила игры: надо опустить руку в мешочек, достать один предмет и определить, элементом какой дидактической игры он является. А затем, занять место за столом в соответствии с названной игрой.

Публикация «Мастер-класс „Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Ну, вот участники мастер-класса определились. Начнём.

Почему я выбрала именно эту тему мастер-класса? Работая с детьми в средней группе, я обратила внимание, что во время непосредственно образовательной деятельности дети отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, поэтому они плохо усваивают материал. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы доставить детям радость от процесса познания, что бы им было это интересно, вместе с тем развивать мелкую моторику. И я стала размышлять.

Уважаемые коллеги, позвольте спросить вас: «Часто ли Вы думаете?» (ответы педагогов). Правильно постоянно, всегда. А как Вы считаете, думать и мыслить – это одно и тоже (ответы).

№ 6. Совершенно верно. Думать и мыслить – это совершенно разные процессы.

В бытовое слово «думать» входят такие мыслительные операции: воспоминания, представления, воображение. Мысли текут непроизвольно, хаотично и не дают продукта.

Мышление – задано целью.

Цель возникает у каждого индивидуально.

Значит, задача педагога: создать условия для возникновения такой ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить, чтобы достичь цели.

Идеальным средством для этого являются дидактические игры. №7. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на: № 8.

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

- развивающие игры

№ 9. Все эти игры разные, но каждая из них играет огромную роль для развития умственных способностей ребёнка. Основным элементом № 10. дидактической игры является обучающая задача, решая которую ребёнок совершает мыслительные операции.

Например, возьмём задачу «Как можно перенести воду в решете?» (Выслушиваем рассуждения коллег). Хорошо! Строим рассуждения следующим образом: Перенести воду в решете нельзя, т. к она вытекает. Значит нужно изменить какой - то из объектов, или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. А как можно изменить состояние воды? А изменить состояние воды можно, заморозить её и превратить в лёд.

Решение этой задачи ярко показывает, что существует такое понятие, как мыслительные операции. № 11. Развивать мыслительную деятельность помогают словесные игры. А убедиться в этом нам поможет игра «Весёлый бубен».

(приглашаю на игру) № 12.

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого весёлый бубен

Тот на вопрос ответит нам!

Теперь представьте себе такую ситуацию: утро в детском саду. Вы дети, я – воспитатель. Ребята, поиграйте в настольные игры (раздаю игры, занимаюсь своими делами, дети взяли коробки с играми, высыпали из них карточки, разбросали их по столу, опять собрали в коробку). Поиграли? Собираем игры, строимся на зарядку.

А сейчас уважаемые коллеги, скажите: знакома ли вам такая ситуация? В чём ошибка воспитателя (ответы). Вы правы.

Для того, чтобы игра могла научить чему-то детей, развить их мыслительные операции, № 13 воспитатель должен привлечь и правильно организовать игру. Как можно привлечь внимание детей к игре? Конечно же при помощи сюрпризного момента № 14 … посмотрите под волшебную салфетку, … к нам в гости пришёл Буратино… и т. д.).

Т. к. дидактическая игра является и методом обучения и методом самостоятельной игровой деятельности, какова же в них роль воспитателя? При обучающем методе и самостоятельной игре? (ответы)

№ 15. Правильно, при обучающем методе воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями; при самостоятельных дидактических играх воспитатель участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний.

Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые развивающие дидактические игры, которые направлены на развитие умственных способностей детей.

№ 16. 1) «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

№ 17. 2) На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша.

№ 18. 3) Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Воскобовича.

№ 19. 4) Кольца Луллия – это одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.

№ 20. 5) Палочки Кюизнера - комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

А теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поближе познакомиться с этими играми и самостоятельно справиться с предложенными заданиями. № 21. У вас на столах есть эти игры и карточки с заданиями. (выполнение заданий). Ну, что же с предложенными заданиями вы справились, а сейчас вы сами разработаете свои варианты игр и представите коллегам.

При озвучивании своих вариантов обязательно разъяснение того, для какого возраста разработана идея, для какого направления развития ребёнка применяется игра, на каком этапе реализации образовательной программы может быть использовано мероприятие и так далее.

(выступление участников)

Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, № 22. что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Учится, играя - идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком.

И закончить наш мастер- класс мне хотелось бы словами № 23. Н. К. Крупской – «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».

А сейчас я предлагаю вам оценить нашу работу № 24.

Перед вами три картинки: чемодан, мясорубка, мусорная корзина.

Если информацию, полученную Вами на мастер-классе вы готовы забрать с собой и использовать в своей работе, заполните чемодан.

Если информация оказалась интересной, но пока не готова к употреблению в Вашей работе, что-то нужно додумать, доработать, докрутить, поместите в мясорубку.

Если информация оказалась ненужной, бесполезной, можно отправить в мусорную корзину.

№ 25. Большое всем спасибо!

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников В.  а.  сухомлигский:«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников Ситуация: что выберет ребёнок – игру или занятие? Конечно, игру. И воспитатель вместе с ребёнком начинает игру, хотя стоит задача провести.

Игра как средство физического воспитания дошкольников Игра как средство физического воспитания дошкольников Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна (консультация для воспитателей.

Компьютерная игра как средство воспитания и обучения дошкольников Ключевые слова: компьютерные технологии,развивающая среда,познавательная активность детей,компьютерная игра,повышение качества дошкольного.

План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников» Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Подвижная игра как средство физического воспитания дошкольников Подвижная игра как средство физического воспитания дошкольников Здоровье человека является сложнейшим феноменом, который исследуется разными.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет Игры, как средство экологического воспитания Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это.

Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников Особая роль в ознакомлении детей с окружающим принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 21:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петракова (УИ 321675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД