Ирина Брагина
План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. “Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте и действиях, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его умственная, творческая, исследовательская деятельность” - писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «План самообразования „Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание познанию нового, умственному развитию, экологическому воспитанию детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование через познание становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность мысли пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в познании и исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом вовсе неважно: открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, по какой-то причине угасший, но и возбуждать его, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой - не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Развитие умственной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательной, исследовательской деятельности развиваются детская любознательность, пытливость ума; на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию умственной, творческой активности ребенка, его воображения. Именно в данной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить в дальнейшем применить свои представления, знания о мире.
Цель работы по теме самообразования :
Создать оптимальные условия для развития умственных способностей старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития их познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи и пути их реализации:
- изучить методики, технологии по умственной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость ума, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
В результате проделанной работы можно увидеть следующие результаты:
• у детей появилось желание общаться с природой, изучать, познавать, отражать свои мысли и впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей через познавательное развитие;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать,думать, делать выводы.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги :
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г. Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми смотрим татарские мультфильмы, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
В детском саду проводятся выставки детских рисунков: «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек к изготовлению поделок. Родители участвовали в конкурсе "Чудеса своими руками".
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Ребё нка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы.
Сотрудничество с семьями детей, в рамках темы по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного и богатого идеями человека.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - Май 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005.
5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. «Игры с водой и песком». // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей». СПб., 1998.
8. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Драко М. В. «Развивающие игры». - Минск:Попурри,2010г. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь - Октябрь
Исследование свойств песка и глины во время игровой, познавательной деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Ноябрь - Декабрь
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
Январь -Февраль
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
Март
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.
Апрель - Май
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьёй
Сентябрь
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи. Изучаем и познаем мир» - оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь - Ноябрь
Консультация для родителей на тему: «Организация экологического воспитания ребенка как средство умственного развития ребенка». Выступление на родительском собрании.
Декабрь - Январь - Февраль
Открытый показ образовательной деятельности «Царство природы». День открытых дверей.
Март - Май
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи».
Самореализация
Сентябрь-май
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов, игр на познание. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.
Ноябрь
Консультация для педагогов ДОУ «Значение экологического воспитания в развитии ребенка». Выступление на педагогическом совете.
Февраль
Обмен мнениями. Анкетирование родителей.
Обобщение опыта работы на семинаре – практикуме. Беседы. Консультации.
Выступление на семинаре – практикуме.
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.