Раиса Колесникова
Игра как средство физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство физического воспитания дошкольников
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна
(консультация для воспитателей)
Старший воспитатель
Сумина И. В.
МКДОУ «Детский сад №1»
г. Михайловск
В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно проводить оздоровительную гимнастику после дневного сна с оздоровительной направленностью.
Публикация «Игра как средство физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
В гимнастику после дневного сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
Их можно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной или звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки. Плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.
Комплексы оздоровительной гимнастики составляются на 2 недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пока дети спят, педагог создаё т условия для контрастного закаливания детей : проветривает раздевальную комнату или групповую (если есть спальня, снижая температуру на 3 – 5 градусов, по сравнению с тёплой комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки спокойной, с постепенно нарастающей громкостью музыкой.
Гимнастика в постели направлена на постепенный плавный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочерёдное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели- около 2-3 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату в трусиках и босиком, где выполняют коррегирующую гимнастику по коррегирующим дорожкам или комплекс упражнений на профилактику плоскостопия. Воспитатель следит не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой. Длительность этой гимнастики 2-3 минуты.
Далее дети переходят в «тёплую» комнату, где выполняют комплекс физминуток или упражнений для профилактики нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, кегли, гантели, гимнастические палки. У детей большой интерес вызывают упражнения хатха- йоги «кошечка», «змея», «дерево», «рыба»,
«кузнечик»- длительность 2-3 минуты.
Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, где выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Длительность от 1 до 5-7 минут (в противном случае у детей может появиться головокружение и тошнота).
Затем надо проводить индивидуальную или дифференцированную работу с нуждающимися детьми (например с часто болеющими) или организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению в уголке
здоровья. Остальные дети под руководством воспитателя выполняют водные процедуры (умывание и обливание рук холодной водой)Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут и проводиться в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным мероприятиям. Кроме того,принимая определённый игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения и таким образом решаются сразу несколько задач: оздоровление, развивается двигательное воображение, формируется осмысленная моторика. А самое главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие!