Надежда Кобуз
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, как средство экологического воспитания
Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.
В результате наблюдений за детьми на прогулках выяснилось, что наши дети экологически не воспитаны, не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам. Появилась необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Наиболее эффективным средством экологического воспитания дошкольников является игра, так как в жизни детей она является ведущим видом деятельности. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или другой игры.
Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
При внедрении федеральных государственных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?». Я считаю, что прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит организацию воспитательно – образовательного процесса. Причём она должна реализоваться и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду.
В нашем ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В своей работе я опиралась на разработки С. Н. Николаевой и других известных авторов.
Ребенок должен быть всесторонне развит и коммуникабелен, подготовлен к жизни в современном обществе. Используя игру, как основное средство экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать более успешному овладению ими знаниями, накоплению у них опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.
Объектом исследования я выбрала процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования стало использование игры как основного средства формирования экологических знаний, умений и навыков дошкольников. Если мы, взрослые будем приобщать ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд художественную литературу, телепередачи и так далее, его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в играх.
Цель моего исследования: доказать, что игра является наиболее эффективным средством экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
• Изучение методики С. Н. Николаевой
• Подобрать и систематизировать экологические игры
• Составление перспективного плана работы по экологическому воспитанию с использованием игр
• Диагностика динамики сформированности экологических знаний.
Направления работы:
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Работа с детьми включает в себя:
Игры с литературными персонажами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры с игрушками-аналогами.
Некоторые экологические игры : игры с правилами, сюжетно-ролевые, игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания.
Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках.
Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.
Богатая информация в родительском уголке, позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях.
Организую выставки поделок, методической и художественной литературы.
Таким образом, по результатам диагностики видно, что использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний.
В процессе работы создана картотека экологических игр, атрибуты (для игр, праздников). Разработаны анкеты, консультации, изготовлены папки передвижки.
Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать (в зимнее время в группе) лук, также цветы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, всероссийских конкурсах, награждены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.