Марина Меликова
Мастер-класс на родительском собрании «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях».
План проведения мастер – класса :
1. Знакомство с целью мастер-класса.
2. Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
3. Совместное выполнение артикуляционной гимнастики логопеда и родителей.
Оборудование:
Публикация «Мастер-класс на родительском собрании „Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
презентация мастер – класса, индивидуальные зеркала.
Организация участников мастер – класса :
Родители сидят за столами. На столах расположено оборудование, необходимое для проведения мастер класса.
Цель:
в нетрадиционной форме познакомить родителей с артикуляционными упражнениями, научить выполнять специальные упражнения для укрепления артикуляционного аппарата.
Ход мастер – класса.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мне хочется поделиться с Вами опытом работы правильного выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Очень важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка. От четкой и внятной речи зависит полноценное общение со сверстниками и взрослыми и отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Так же плохая речь часто влияет на самооценку ребенка, формируются такие качества характера как застенчивость, необщительность.
Существует несколько причин нарушения звукопроизношения у детей. Вот некоторые из них:
• особенности строения артикуляционного аппарата;
• слабость мышц артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность;
• нарушение слуховой дифференциации звуков;
• речевое окружение ребенка.
Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно. Если даже ребенок не достигнет желаемого вами результата (формирование в речи правильного произношения звуков, то в дальнейшем работа логопеда с ребенком пойдет намного быстрее и эффективнее, т. к. органы артикуляционного аппарата будут уже сильными и подвижными.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны
быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить упражнения нужно систематически. Только тогда будет достигнут
нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. (Картинки
7-8).
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного положения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть завязочки пришей!».
Гибкость движений языка, быстрая вибрация кончика языка – важная предпосылка для постановки звука «Р». С этой целью можно провести с ребенком игру в лошадки и кучеров. Кучера щёлкают языком, лошадки цокают копытами – и то и другое способствуют выработке гибкости языка и интересно ребенку. Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
• Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
• Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.
• Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
• Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.