Людмила Ивановна Курецкая
Картотека артикуляционных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель упражнения — научить детей задерживать губы в определенном положении. Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает им поиграть в птенчиков. Птица-мама прилетела и принесла своим детям червячка. Детки очень хотят есть, они пищат: «Пи-пи-пи». А когда мама подлетает, они широко раскрывают свои клювики, и мама кладет туда червячка. Упражнение повторяется три раза в быстром темпе.
Публикация «Картотека артикуляционных упражнений» размещена в разделах
2. Игра «Подуем на карандаш». Пусть дети представят себе, что карандаш — это мышонок, который хочет убежать. Нужно загородить ему дорогу ручками, чтобы он не убежал. Воспитатель, сидя за своим столом, показывает детям, как это сделать. Затем дети, сидящие за столами, глубоко вдохнув, дуют на лежащие перед ними карандаши, загораживая руками дорогу хотящему убежать мышонку (предотвращая падение карандаша, а воспитатель проверяет правильность вдоха и по степенность выдоха. Упражнение повторяется три раза. Воспитатель следит за позой каждого ребенка, за тем, чтобы дети не напрягались, дуя на карандаш.
Игра «Надуем мяч». Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им надуть большой мяч. Вместе с детьми «качает насос» : «С-с-с.» Дети постепенно отступают, увеличивая круг. Воспитатель говорит: «Так сильно накачали, что мяч лопнул, воздух из него вышел:ш-ш-ш. Бегите скорее все ко мне!» Упражнение повторяется два-три раза. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку надуть маленький мячик: «Сь-сь-сь.» Педагог следит за дифференциацией звуков «с» и «сь».
Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, Формировать умение произносить звук «ш».
I. Воспитатель с Петрушкой в руках объясняет детям, что в гости к ним пришел Петрушка и принес с собой зубную щетку. Петрушка научился хорошо чистить зубки (воспитатель разговаривает с Петрушкой, тот на ушко воспитателю отвечает на вопросы, а педагог озвучивает его ответы детям). Петрушка рассказывает, как правильно чистить зубки: сначала — нижние, затем — верхние; рот приоткрыт, зубы сомкнуты. Затем Петрушка просит детей показать, как они чистят зубки (дети изображают зубную щетку пальцем, не дотрагиваясь до зубов). Петрушка обходит всех детей, хвалит их, поправляет, радуется. Все упражнение проводит Петрушка, а не воспитатель. Когда дети показывают Петрушке, как хорошо они почистили зубки, должны быть видны и верхние и нижние зубы детей. II. Петрушка рассказывает о том, как он пошел осенью гулять в парк и вдруг услышал: «Ш-ш, ш-ш, ш-ш.» Он остановился, прислушался — тихо. Снова пошел по дорожке, усыпанной осенними листья ми, и опять услышал: «Ш-ш, ш-ш, ш-ш.» Петрушка испугался и убежал домой.
Не подскажут ли дети, что это такое страшное он слышал? Дети должны ответить, что это сухие листья шуршали под ногами Петрушки. И по просьбе воспитателя все выходят из-за столов и ходят по комнате, «шурша листьями» : «Ш-ш, ш-ш, ш-ш.» (произносить звук нужно прерывисто). Воспитатель следит за правильностью и громкостью произнесения звука. Затем педагог предлагает послушать, как шумит ветер в листве деревьев» : «Шшш.» (слитное произнесение звуков). Дети то изображают ' шум качающихся от ветра ветвей деревьев и произносят: «Шшш.», то ходят и «шуршат листьями» : «Ш-ш, ш-ш, ш-ш.» По просьбе воспитателя «ветер» то усиливается («сильнее раскачиваются ветки», дети громче произносят соответствующий звук, то стихает (воспитанники произносят звук тише).
Знакомить детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную гимнастику. Закреплять произнесение звуков «ш» и «с» и дифференцировать их. Формировать у детей умение слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.
Сказка о веселом Язычке. Воспитатель рассказывает детям сказку. «Жил-был на свете Язычок. Жил он в домике, который назывался „ротик“. Домик Язычка открывался и закрывался (воспитатель медлен но, четко сжимает и разжимает зубы). Чем закрывался домик? Зубами. Нижние зубки — это крылечко, а верхние — дверка. Любил Язычок из своего домика выглядывать на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик (воспитатель несколько раз высовывает язык и прячет его). Язычок был очень любознательный. Все ему хотелось знать и уметь. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: „Дай-ка и я так попробую!" Высунется Язычок на крылечко и опять спрячется, высунется и спрячется. Давайте все вместе высунем язычок! А теперь спрячем его. (Упражнение проделывается сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее.) Совсем как у котенка у нас получилось. Язычок был веселый. Он любил петь песенки. Услышит, как дети кричат: „А-а-а. “, — откроет дверку домика широко-широко и тоже за поет: „А-а-а. “ Услышит, как лошадка ржет: „И-и-и. “, — дверцу слегка приоткроет, оставив лишь маленькую щелочку, и поет: „И-и-и. “ Услышит, как паровоз гудит: „У-у-у. “, — кругленькую дырочку в дверце сделает и поет: „У-у-у. “ (Каждый раз, продемонстрировав действия Язычка, воспитатель предлагает детям спеть песенку вместе с ним.) Так у Язычка и весь день незаметно пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку своего домика и ляжет спать. Вот и сказке конец».
Подготовка к грамоте
Артикуляционная гимнастика