Ольга Романова
Выступление на родительском собрании «Ребенок познает мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании
«РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР»
Одним из методов познания окружающего мира является наблюдение. Это самый популярный и доступный метод познания. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Ребенок познает мир“» размещена в разделах
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребенка.
Наблюдения бывают кратковременными (в раннем и младшем возрасте только они) и долговременными (это более сложный вид наблюдения и используется с детьми среднего и старшего возраста).
Организуя наблюдение нужно позаботится о том, чтобы ребенку было удобно наблюдать. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы дети самостоятельно посмотрели 1-2 мин., удовлетворили естественно возникающее любопытство, составили бы первое впечатление о наблюдаемом.
В процессе руководства наблюдением используют разнообразные приемы (с учетом возраста детей); вопросы, загадки, обследование предмета (предлагается потрогать, погладить и т. д., сравнение, игровые и трудовые действия.
Взрослый поясняет, рассказывает, помогая понять увиденное. Для того, чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов в работе с малышами используют стихи, малые фольклорные формы (потешки, пословицы, загадки, со старшими еще и чтение художественных произведений.
С детьми любого возраста можно проводить наблюдения за природой. В младшем возрасте первые наблюдения лучше проводить за животными т. к. детей привлекает все яркое, движущееся. Чтобы удержать внимание детей, можно дать им поручения: покормить, налить воду; для того, чтобы выделить признаки животного, предложить погладить (если это возможно); также эффективны игровые приемы: имитация движений, звуков, сюрпризные моменты. В конце наблюдения можно прочитать стихи или спеть песенку. В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений целесообразно использовать разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу и ощутить его тепло, понюхать цветок и т. д., сочетать наблюдения с игрой или трудом (обследуют влажность и сыпучие песка, рассматривают цветы и обтирают листья).
В наблюдениях детей среднего возраста используются сравнения
(сравниваются 2 предмета – с одним дети уже знакомы, разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. Например, животному предлагается разная еда для того, чтобы определить чем оно питается. Со среднего возраста появляются самостоятельные наблюдения детей. Следует их поощрять, помогать детям понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, побуждать детей к рассказам о результатах своего наблюдения.
У детей старшего возраста в наблюдениях за ростом и развитием растений, животных, сезонными изменениями формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний (например у растущего гороха отмечают появление ростка, стебля, листьев, усов, бутонов, цветка и плода – стручка). Вопросы, задаваемые детям должны носить поисковый характер, побуждать установить причину, провести сравнение. Словесный отчет о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдений дети отражают в рисунках, поделках.
Наблюдая с детьми окружающий мир, нужно исходить из интересов детей и их возрастных возможностей. Так с детьми младшего возраста во время прогулок можно посмотреть транспорт, дома и общественные здания на улицах города, отметить празднично украшенные улицы, познакомить с трудом людей (шофер, медсестра, дворник).
Детям среднего возраста нужно показывать изменения происходящие в окружающем – строится дом, ремонтируется дорога, украшается город и т. д. Важно подчеркнуть значимость таких изменений (разбили клумбы – будет площадь красивее, построили дом –въедут новоселы). Нужно в этом возрасте раскрыть общественный характер труда, его направленность на благо всех, формировать представления о том, что работа каждого важна, без нее не обойтись.
В старшем возрасте следует познакомить детей с достопримечательностями города, обращать внимание на архитектуру зданий (у магазина – витрины, необычные формы зданий и т. д.). При наблюдениях за трудом взрослых задают вопросы, заставляющие ребенка размышлять, анализировать увиденное.
Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты и эксперименты. Опыты и эксперименты предполагают проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Они используются для ознакомления со свойствами воды, песка, глины, определений условий, необходимых для роста растений, для объяснения некоторых повадок животных. Интересны детям эксперименты с магнитом, бумагой (рвется, мнется, воздухом, светом (зеркальце) измерения (сыпучих продуктов, тканей и т. д.) используя различные мерки, весы, с предметами – катится, плавает, тонет, не намокает, прозрачный.
Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения тесно связано с дивергентным мышлением, т. е. мышлением, отступающим от логики. Данный вид мышления тесно связан с развитием воображения и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.