Елена Татаурова
Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ. Сообщение на общем родительском собрании «Я имею право…»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.
2 слайд.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
Публикация «Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ, Сообщение на общем родительском собрании „Я имею право…“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3 слайд.
В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством. С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:
• Возможность посещать образовательное учреждение;
• Создание условий для образовательной деятельности;
• Содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;
С целью обеспечения качества образования в дошкольных учреждениях используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные экспертным советом.
4 слайд.
Задачи:
- формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
- дать представление о Конвенции, как о документе, защищающем права детей;
- сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
5 слайд.
Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами : «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами. В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком и обществом. В нашем детском учреждении план работы по повышению правовой культуры детей построен таким образом - образовательные мероприятия, включая совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей. Воспитательно-образовательная работа проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность.
6 слайд.
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей.
В связи с тем, что главными участниками воспитательного процесса являются родители, в предлагаемой системе работы представлен блок взаимодействия с семьей.
Выбор форм работы, зависит от индивидуальности воспитателя и родителей, а также от потребностей и желаний родителей.
Одну из форм работы, вы можете посмотреть на нашей выставке – это различные консультации и папки-передвижки по правовому воспитанию.
7 слайд.
Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся :
Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
8 слайд.
Конвенция ООН о правах ребенка, устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь;
9 слайд.
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
10 слайд.
- защиту ребенка от сексуального посягательства;
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
11 слайд.
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
12 слайд.
- меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
13 слайд.
Закон об образовании утверждает:
- право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
- предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью воспитанника».
14 слайд.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.
15 слайд.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
16 слайд.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия;
- за преступление против семьи и несовершеннолетних.
17 слайд.
Таким образом, становиться очевидным что, основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников это признание ребенка полноценной и полноправной личностью :
- свободной и ответственной, знающей свои права;
- знающей адекватные способы поведения в случаях их нарушения;
- обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим;
- способной на собственный выбор, и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
18 слайд.
В декларации о правах ребенка сказано, что - Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
19 слайд.
Статья 58, Семейного кодекса Российской Федерации, говорит о том, что каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
И мы предлагаем вашему вниманию выступление детей старшей группы № 9.