Папки-передвижки

Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Надежда Прохожева
Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

1. Вводная часть. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка

Публикация «Мастер-класс „Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

• создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;

• идёт накопление ярких эмоций;

• непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.

Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Сегодня мне хочется провести с вами мастер-класс по теме «Экологический проект»

2. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.

Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться, вы должны разделиться на три команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды.

Задание № 1.

Из представленных определений попытайтесь выбрать тип проекта :

Тип проекта, подчиненный логике исследования и имеющий структуру, приближенную к научному исследованию: определение проблемы исследования, задач и методов исследования, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, выводы. (исследовательский)

Тип проекта, основанный на совместной творческой деятельности участников проекта, имеющий четко обозначенный результат в виде видеофильма, драматизации, праздника, сочинения, репортажа, газеты, альбома и пр. (творческий)

Тип проекта, в котором участники берут на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Доминирующими в таком проекте будут игровое творчество и приключенческая деятельность (игровой)

Тип проекта, направленный на ознакомление участников с конкретной информацией о каком-то объекте, явлении, ее анализ и обобщение. (информационный)

тип проекта, который имеет четко обозначенный ожидаемый результат, ориентированный на социальные интересы участников проекта (практико-ориентированный).

Задание № 2

Педагогам предлагается таблица, где прописана возрастная группа. Им необходимо сформулировать тему и тип проекта, согласно возрастной группе, придумать ситуацию для мотивации детей на участие в проекте.

2 младшая группа Тема и тип проекта Мотивация

Задание № 3

Рассмотрим подробно, какие формы работы с детьми и родителями Вы бы включили в план проведения проекта и соответственно методы.

Каждая команда получает таблицу, в которой прописана возрастная группа. Педагогам нужно заполнить пустую графу с формами и методами в соответствии с возрастом.

Например,

2 младшая группа Формы работы Методы

Примерные формы работы в рамках недели экологического творчества :

- экологические занятия,

- экскурсии,

- уроки доброты,

- экологические конкурсы и акции,

- трудовой десант и зеленый патруль,

- выставки и экспозиции,

- праздники и фестивали на экологическую тематику и др.

Методы :

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- составление экологических карт;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение фенологических календарей природы;

- коллекционирование;

- эксперименты;

- опыты;

- экологические проекты;

- наблюдения

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры -

- моделирование экосистем; соревновательные, игры –

- путешествия и т. д.);

- экологические сказки;

- экологические тренинги;

- инсценировки, театрализации и т. д.

- психогимнастика

А теперь мы с вами остановимся на некоторых методах и разберем их более подробно.

Психогимнастика

Что такое «психогимнастика»?

Психогимнастика – это система этюдов («выразительных движений», сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов.

Методика

Воспитатель показывает сначала образец, но после выполнения его детьми обязательно отмечает и поощряет образные находки детей, даже случайные.

1. Произносится текст и показываются (одновременно) действия.

2. Повторение текста. Дети в этот же момент выполняют самостоятельно движения без показа воспитателя. Уточняется, что детям проговаривать слова не надо.

3. После выполнения хвалит самые лучшие, интересные образы, созданные детьми, предлагает продемонстрировать его.

Задание № 4

Ведущий (старший воспитатель) проводит психогимнастику с воспитателями, придерживаясь методики.

Примеры этюдов: «Мне грустно… мама не разрешила взять домой этого несчастного котенка… Ура! Мама передумала!», «Мне подарили крылья. Как хорошо летать. Ах, это был сон! Помашу птицам и никогда не буду сажать их в клетки…», «Мы крокодильчики. Мы лежим на теплом песке. Рядом плещется вода… Хорошо…», «Мы белые кувшинки, мы стоим в теплой прозрачной воде. Она тихонько поднимает, тихонько опускает, покачивает нас…», «Какая громадная лягушка смотрит на меня золотыми глазами! Не бойся я не стану трогать твою нежную холодную спинку», «Я рыжая гусеница, я пою песни! – Ах! Меня убили, убили…»

Задание № 5

Экологическая сказка

Ведущий читает экологическую сказку «Красавушка и Отрадушка»

1. Проводит этическую беседу.

2. Предлагает нарисовать сцену из сказки или выполнить в любой технике.

Образовательная технология «Модель трех вопросов»

Эта технология актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, ихпознавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как можем найти ответы на свои вопросы?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причем независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает : «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольног о возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

Задание № 6

Ведущий (старший воспитатель) проводит с воспитателями практическую работу по «Модели трех вопросов»

Ведущий: На этом наш мастер-класс закончен. Я надеюсь, что Вы будете применять полученные знания в работе с детьми.

Публикации по теме:

Многофункциональная ширма в экологическом воспитании дошкольников Использование дидактического пособия «Многофункциональная ширма» в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование – непрерывный.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование акварелью по соли», как моделирование в экологическом воспитании дошкольниковМастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование акварелью по соли», как моделирование в экологическом воспитании дошкольников Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема.

Мастер-класс «Дошкольный туризм в экологическом образовании дошкольников» Целью современного экологического процесса сегодня стало экологическое образование. Значение экологического воспитания трудно переоценить.

Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Продолжать работу по формированию экологической культуры, включающей в себя знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы) Татьяна Сергеевна Возмищева Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО Проектный метод.

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов 1. Актуальность Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые:.

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников (СЛАЙДЫ 1,2,3,4) "Здоровье дороже богатства". О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 11:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Прохожева (УИ 1145731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД