Татьяна Виталева
Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать работу по формированию экологической культуры, включающей в себя знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
Задачи:
- учить сочинять короткие сказки, формировать элементарное представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
- развивать образное мышление, речь и воображение;
Публикация «Мастер-класс „Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
- воспитывать гуманное, эмоционально- доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
1-ый этап. С помощью фишек разного цвета разделить учеников мастер-класса на три команды.
Мастер : Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Гуманное отношение к природе, познавательное, эстетическое тесным образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического направления регулируют поведение детей в природе. В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений в дошкольной педагогике. Проводятся семинары, конференции, курсы для воспитателей. Современное экологическое образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений, экскурсий. А также народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов.
2-ой этап.
Мастер : А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. И поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей можно их использовать, учить своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. Можно использовать авторские экологические сказки. Какие авторские экологические сказки вы знаете?
( О: например сказки Н. А Рыжовой)
А также народные, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Мастер : Назовите такие е сказки.
( О: «Хаврошечка», «12 месяцев» и др.
Мастер : В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, землю называют ласково Матерью – кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев.
Существуют различные методы и приемы работы со сказкой :
1. Придумывание сказки. - Создавая сказку ребенок утверждает свою способность к творчеству, уясняет природные взаимосвязи и связи человека с окружающим миром. На начальном этапе лучше предложить им придумать окончания той или иной экологической сказки. Сказки дети могут сочинять и дома с родителями. Для этого им предлагается памятка с рекомендациями. Итогом совместной работы должно стать дружеское и творческое объединение интересов взрослых и ребенка, возрасти уважительное отношение ребенка к родителям, а родителей – к ребенку и интересующим его проблемам. (Приложение № 1)
2. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
3. Создание проблемной ситуации при чтении сказки способствует более глубокому восприятию текста. В результате созданной проблемной ситуации при чтении сказки у ребенка возникает потребность в новых знаниях или еще неизвестных способах действия. Разумно созданная посильная ситуация направляет мысль на активные поиски ответа, на понимание связей, отношений. Таким образом, в сказки можно включать исследовательскую работу, опытническую деятельность.
4. Включение продуктивных видов деятельности (изготовление поделок, макетов, конструирование предметов, рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упоминаемых в сказке).
5. Тренинги.
3 этап. Задание ученикам мастер-класса (на выполнение задания отводится 7-10 мин)
Задание первой команде:
Придумать окончание к сказке «Фиалка и бальзамин» (Приложение № 2)
Мастер : Дайте советы:
- Как помирить Фиату- Фиалку и Ваньку Мокрого?
- Как превратить Традесканцию в добрую бабушку?
- Как надо было поступить мужу?
- Как должна была поступить Фиата?
(Лучшие советы записать)
Задание для второй команды:
Найдите ошибки в сказке «Семья на отдыхе в лесу» (Приложение № 3)
Ошибки:
1. Желательно в лесу не включать громко музыку, лучше слушать звуки природы: шелест листьев, шум ветра, пение птиц, журчание ручейка. Все они благотворно влияют на нервную систему человека : успокаивают его, создают хорошее настроение.
2. Разжигание высокого костра может привести к лесному пожару. Нельзя использовать для разжигания бензин, керосин.
3. Костер нельзя разводить вблизи деревьев – это приведет к пожару. Для разведения костра надо сделать неглубокую яму в земле. Пред уходом домой костер необходимо затушить.
4. Нельзя рвать цветы охапками, достаточно сделать букетик из 3-5 цветков.
5. Нельзя рвать грибы с грибницей, иначе на следующий год на этом месте грибы не вырастут. Мухоморы тоже рвать нельзя- они полезны для животных, например, лось лечит кишечник мухомором.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
Задание для третьей команды:
1. Определите проблемную ситуацию в сказке «Лиса и журавль». (Приложение № 4)
2. Выберите предметы из находящихся на столе, которые вам понадобятся в исследовательской деятельности для решения данной проблемной ситуации. (блюдце, трубочка, бутылка с узким горлышком)
По истечении времени команды зачитывают и показывают свои работы.
Задания для всех:
1. С помощью пантомимы покажите чувства, охватившие Хризантему, когда ее похитил злодей Кактус и чувства принца, которые он испытал при освобождении сестры Хризантемы из плена Мастер читает сказку «Как злодей Кактус Хризантему похитил» (Приложение № 5)
Выполнение задания ( в работе с детьми это задание можно выполнять с учетом гендерного подхода: девочки изображают Хризантему, а мальчики Колеуса).
2. Нарисуйте отрывок из сюжета, понравившийся предмет или героя из любой сказки, с которыми мы познакомились
Выполнение задания. Показ работ. Все рисунки собираются в одну книгу сказок.
4 этап.
Мастер : Уважаемые коллеги, такие экологические сказки помогают усвоить детям материал. С их помощью можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом.
Приложение № 2
«ФИАЛКА И БАЛЬЗАМИН»
В некотором царстве, в некотором государстве, окруженном дремучим лесом, жил лесничий, который охранял лесные богатства. Была у него красавица-жена. Лесничего звали Ванька Мокрый – бальзамин, а его жену – Фиата-Фиалка. Ванька Мокрый носил зеленый кафтан с красными цветочками, а Фиата любила наряжаться в красивые разноцветные платья, которых у нее было множество. Жили они мирно, очень любили друг друга.
Однажды по соседству поселилась злая бабка. Звали ее Традесканция – Бабьи сплетни. Решила она поссорить лесничего с женой. Насплетничала, что его жена Фиата – лентяйка. Много спит, ничего не умеет делать, а еду ему на самом деле готовит подруга Фиаты – Сорока. Подумал охотник: «Зачем мне нужна такая жена- лежебока? Уеду я в другое царство», - решил он. И уехал, а жена от тоски и несправедливости начала болеть и худеть.
Приложение № 3
«СЕМЬЯ НА ОТДЫХЕ В ЛЕСУ»
Однажды мы всей семьей – папа, мама, сестренка и я – поехали на отдых в лес. Взяли с собой компас, продукты, транзистор. Папа взял небольшую канистру с бензином для быстрого разведения костра.
Мы облюбовали красивую полянку среди белоствольных березок. Нам всем очень понравилось выбранное место. Папа включил приемник. Под громкую веселую музыку мама начала пританцовывать. Мы с сестренкой Дашей увидели много красивых цветов: ромашки, васильки и другие, названия которых не знаем. Мы стали рвать их охапками, получился большой красивый букет. Папе и маме букет понравился. Мама даже попросила папу сфотографировать нас всех с большим букетом. Папа это сделал и еще даже пообещал послать фотографию в местную газету «Наш город».
Затем наступил самый ответственный момент- разжигание костра. Я, Даша и мама наломали березовых веток, - говорят они хорошо горят. Из этих веток папа соорудил большую кучу недалеко от березок, облил бензином и поджег. Это было великолепное зрелище! Высокое пламя светило очень ярко.
«Хотите грибного супа?»- спросила мама. «Да!»- ответили мы дружно. «Объявляю соревнование: кто больше соберет грибов», - предложила мама. Мы с сестренкой бросились наперегонки искать грибы. Их было много. Названия грибов мы не знаем, поэтому рвали с корнем все подряд – мама разберется, какие съедобные, а какие нет.
Когда по сигналу мамы соревнование закончилось, мы прибежали к костру. Мама взглянула в наши корзины и стала выбрасывать несъедобные грибы, среди них были и мухоморы. В итоге у каждого их нас осталось в корзине по 5 грибов. Никто не выиграл… Было обидно. Потом мы попросили папу отвезти нас домой. Он согласился. На прощание папа поймал красивую птичку-синичку и сказал, что дома посадим ее в клетку.
Уставшие, но довольные, мы вернулись домой.
Приложение № 4
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ.
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.