Наталья Дудырева
Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Дудырева Н. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района
Санкт- Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы)
Публикация «Семинар на тему: „Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников“ (из опыта работы),» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
Основоположником метода проектов считается американец В. Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.
Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.
Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т. е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры т. е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Дошкольное детство-это период игры. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий:
-игровых;
-метода проектов.
Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Важной является мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, т. е. игра является мощным средством успешной его социализации.
Упражняясь в навыках общения, дети не замечают того, что учатся, т. к. здесь они решают игровую задачу, поставленную взрослым.
Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта :
-детская самостоятельность (при поддержке взрослого);
-сотворчество детей и взрослых;
-развитие коммуникативных способностей;
-познавательных и творческих навыков;
-применение полученных знаний в разных видах деятельности.
Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:
-по составу участников (большие- макропроекты, малые- минипроекты, индивидуальные);
-по целевой установке (познавательные, развлекательные, игровые, творческие, общественнополезные);
-по тематике;
-по срокам реализации (долгосрочные, краткосрочные).
Проект состоит из нескольких этапов.
На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи.
Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя:
-беседы;
-наблюдения;
-экскурсии;
-чтение художественной литературы.
Третий этап - практическая часть:
-эксперименты;
-художественно-продуктивная часть;
-игры (подвижные, дидактические);
-создание коллекций макетов оформление альбомов.
Четвертый этап-работа с родителями, которая предполагает:
-совместные экскурсии в природу;
-участие в праздниках, развлечениях;
-помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов;
-участие в конкурсах, выставках;
-помощь в сборе природного материала;
-изготовление поделок из природного и бросового материала.
Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.
Заключительный этап-результат проектной деятельности-это :
-выставки, конкурсы;
-презентация альбомов, макетов;
-развлечения, праздники, спектакли.
Итак, проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.