Наташа Жувасина
Мастер-класс «Играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Играем – речь развиваем»
1 слайд. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи детей является одной из актуальной. И все мы также знаем, что важное развивающее значение для детей дошкольников имеют игры.
Публикация «Мастер-класс „Играем-речь развиваем“» размещена в разделах
2 слайд. Сегодня будем говорить об играх, которые будут направлены не только на развитие речи, а решать сразу несколько коррекционных задач, потому что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи.
3 слайд. Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
4слайд. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
5слайд. Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые Вы сможете использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста и детьми начальных классов. Их можно использовать в совместной деятельности с детьми, как с группой детей, так и индивидуально.
Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными.
6 слайд. Начнём мы, пожалуй, с самых кратковременных упражнений, - это игры для развития дыхания. На них я подробно останавливаться не буду, они представлены на слайде и всем Вам хорошо известны
7 слайд. Далее одно из самых важных направлений, с которого необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как, все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого.
Одна из игр это подбор картинок по общему признаку, либо «Четвертый лишний». Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
8 слайд. Например, в игре-шнуровке "Что растет в саду и в огороде?" дети выбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку и соединяют петли шнурком, что кроме того способствует и развитию мелкой моторики пальцев рук.
9 слайд. Или игра "Что сначала, что потом?", дети подбирают иллюстрации с учетом последовательности сюжета. Эти игры заставляют детей концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру и для развития слухового внимания, только не показывая детям картинки, а называя предметы, где ребёнок определяет лишнее на слух. В век компьютерных технологий эти игры можно разнообразить, осовременить, озвучить.
10 слайд. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки при изучении любой лексической темы.
11 слайд. Можно предложить детям составить бусы по образцу, составить свои бусы и т. п.
12 слайд. Хорошо использовать лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определённой темы.
13 слайд. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать на протяжении всего учебного года, в любой возрастной группе адаптируя материал соответственно возрасту.
14 слайд. Для развития фонематического анализа и синтеза хорошо использовать игры: «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков, также работаем и с согласными звуками: «Подними сигнал» (если услышишь данный звук, поднимет соответствующий сигнал, «Хлопни – топни», «Красный – синий», «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» и т. п.
15 слайд. Для развития и закреплении навыка слогового анализа хорошо использовать многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т. д., также с домиками и пирамидой.
16 слайд. Также для закрепления звукопроизношения можно использовать различные игры со звуками, распевки и песенки.
17слайд. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву» (дети одевают на себя букву и выстраиваются в слоги, простые слова, «Буква оживает» (ребёнок один или в паре изображают букву, другие дети отгадывают, что за буква получилась).
18 слайд. «Живые звуки» (дети одевают кружки красного, синего и зелёного цвета и выстраиваются в слова; позже дети могут превращаться в слова и выстраиваться в предложения) Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
19 слайд. Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество.
20слайд. Хорошо использовать для развития кисти и пальцев рук пробки, решётки, для развития силы кистей рук сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок).
21слайд. Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. (На кистях имеются точки (или зоны, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. (За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т. е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. (Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну).
22 слайд. Следующая игра физически и умственно развивает ребенка, а также преодолевает речевые нарушения, это камешки Марблс. Можно использовать следующие игры: "Разложи камешки по цвету", "Выложи по контуру»", "Знакомство с буквой», «Развитие пространственного представления» и другие.
23 слайд. Полезная игрушка-искалка способствует стимуляции тактильных ощущений и развитию мелкой моторики пальцев рук. Она надолго заинтересует малыша: он может самостоятельно отыскивать и разглядывать спрятанные внутри сокровища, либо просить, чтобы их называли Вы. (Содержимое можно отбирать по лексическим темам, либо, если Вы хотите использовать ее для автоматизации звуков, то названия всех предметов могут содержать конкретный звук.
24 слайд. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. В игре ребёнок получает возможность обогатить и закрепить словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки
Практическая часть: выступает Санникова Т. Г.
Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры.
«Чего много?»
Закрепляем образование и употребление родительного падежа: взрослый называет слово, а ребёнок дружит его со словом «много»
Игрушка – много игрушек.
Платье – много платьев.
Тополь – много тополей.
Лиса – много лис.
Зебра – много зебр.
Волк – много волков.
Обезьяна – много обезьян.
Собака – много собак.
Игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно играть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Ворона каркает, а воробей… (чирикает);
Сова летает, а заяц… (прыгает, бегает);
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок);
Учитель учит, а врач… (лечит);
Нитки в иголку вдевают, а гвоздь в стену… (забивают);
Стол можно сломать, а стакан можно… (разбить).
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща?
- мясо, вода, лук, капуста, картошка, свекла…
Какие слова можно вынуть из винегрета?
- свекла, картошка, горошек, морковь, масло, лук и т. д.
Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа?
- полки, посуда, специи и т. д.
«Приготовим сок»
Из яблок сок… (яблочный)
Из груши сок… (грушевый)
Из слив сок… (сливовый)
Из вишни сок… (вишневый)
Из моркови сок… (морковный)
Из лимона сок… (лимонный)
Из апельсина сок… (апельсиновый)
Справились? А теперь наоборот.
Апельсиновый сок из чего? (Из апельсина)
Лимонный сок из чего? (Из лимона)
Морковный сок из чего? (Из моркови)
Вишневый сок из чего? (ИЗ вишни)
Сливовый сок из чего? (Из слив)
Грушевый сок из чего? (Из груш)
Яблочный сок из чего? (Из яблок)
«Скажи по-другому»
Цель: подбирать синонимы, слова близкие по значению.
Птичка, птаха, птица.
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм.
Источник, ключ, родник.
Страшный, ужасный, чудовищный.
Быстрый, проворный, резвый.
Печальный, грустный, унылый, тоскливый.
Белый, белоснежный, молочный.
«Скажи наоборот»
Цель: подбирать антонимы, слова противоположные по значению.
Весёлый – грустный.
Глубокий – мелкий.
Острый – тупой.
Гладкий – шершавый.
Горячий – холодный.
Мокрый – сухой.
Частый – редкий.
Близкий – далёкий.
«Игры по звуковой культуре речи»
«Кто больше?»
Вспомните слова о зиме со звуком (а)
(Зима, горка, сосулька, санки, варежки).
Вспомните слова без звука (а)
(Дед мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
«Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка) зайчата были рады.
Вам понравилась сказка?
Рассуждение и решение проблемных ситуаций.
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие – либо проблемные ситуации.
«Почему это произошло?»
Предложите ребё нку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
На улице стояло много людей.
Дети стоят, открыв рот от изумления.
Вода в чашке стала мутной.
Внезапно в комнате погас свет.
Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
«Что может произойти, если?»
Если положить лёд на ладонь, то….
Если у медведя вырастут крылья, то…
Если полететь высоко, то….
Если съесть много мороженого, то…
Если летом пойдет снег, то…
«Понимание назначения»
Предложите ребенку объяснить:
Зачем каждому человеку имя?
Для чего нужны светофоры на улицах?
Зачем нужна печка?
Почему у ежа иголки?
Что можно сделать, если ты заблудился?
Всем спасибо!