Елена Чистикина
Консультация «Мы здорово играем и речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего- то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей.
Публикация «Консультация „Мы здорово играем и речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, как отдых. Несомненно, что и в воспитательской работе игра, является ведущим звеном в педагогической цепочке методов и приёмов. Взаимосвязь логопеда и воспитателя очень тесная. Воспитатель на своих занятиях формирует звукопроизношение, а логопед исправляет дефектное звукопроизношение.
«Приятный запах»
Цель: развитие фразовой речи наплавном выдохе.
Оборудование: душистый цветок, или надушенный носовой платок, или фрукты.
Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят слово или фразу, каждый раз удлиняя её. «Приятно; Очень приятно; Очень приятный запах»
«Тихо- громко»
Оборудование: «волшебная» или дирижерская палочка.
Описание игры. Педагог предлагает детям спеть песенку. (Можно петь ля- ля- ля или трам- пам –пам- по усмотрению.) При взмахе палочки вверх петь нужно громко, вниз- тихо.
«Найди пару»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развитие фонематического слуха
Оборудование: диск, разделённый на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На
диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать;
предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
коза- коса мишка- мышка кит- кот
трава- дрова крыша- крыса усы- осы
катушка- кадушка каска- маска ком- сом
уточка- удочка мак- рак дом- дым
Описание игры. Педагог помещает на диск картинки (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделён на 2 части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая- на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка.» Воспитатель спрашивает ребёнка. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом выделяя их сходство и различие: коза- коса. Затем педагог передвигает стрелку на следующую картинку.
Ход игры вне занятия.
Каждый играющий получает по 1-2 картинки. Педагог устанавливает одну стрелку на какой- либо картинке и называет изображённый на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.
«Лес шумит, змея шипит»
Цель: автоматизация звука ш.
Оборудование: предметные картинки с изображением леса и змеи.
Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом видели высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш- ш- ш. Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки деревьев и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш- ш-ш…
Выясняют, что в лесу живет змея, а она умеет шипеть: ш- ш- ш…
дети пробуют шипеть, как змея, показывая движениями рук ползание змеи. Затем группа детей делится на 2 команды: «Лес» и «Змея».
Педагог поочерёдно показывает картинки со змеёй и лесом, дети команды «Лес» должны поднять руки вверх и произнести звук ш, а команды «Змея»- движениями рук показать, как ползёт змея и тоже произнести звук ш.
«Паровоз»
Цель: автоматизация звука ч.
Оборудование: картинка с изображением паровоза.
Описание игры. Педагог читает четверостишие:
«Паровоз тук- тук,
Паровоз друг, друг.
По утрам зверят
Возит в детский сад.»
Проводится краткая беседа по стихотворению. Детям предлагается встать паровозиком и пыхтеть, изображая звук идущего паровоза: ч- ч- ч.
По команде «паровоз летит, паровоз пыхтит» дети произносят: ч- ч-ч, а по команде «стоп»- паровозик останавливается.
«Оркестр»
Цель: автоматизация звука р в слогах.
Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей- трубачи, другая- скрипачи, третья- ударники. Педагог- дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей, ударников. Потом предлагает спеть какой- нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог – ру- ру- ру, скрипачи- ры- ры- ры, а ударники- ра- ра- ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поёт только та группа, на которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает 3- 4 детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую- нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать,какую песню исполняли.
«Теремок»
Цель: Дифференциация звуков ш- ж во фразах.
Оборудование: игрушки : мышка- норушка, лягушка- квакушка, петушок-золотой гребешок, зайчишка серый зайчишка, мишка- медведь, мушка золотое брюшко, зонтик (теремок)
Описание игры. На столе игрушки : мышка- норушка, лягушка- квакушка, петушок-золотой гребешок, зайчишка серый зайчишка, мишка- медведь, мушка золотое брюшко. Педагог : «Давайте вспомним сказку «Теремок», а именно, кто жил в нём. Посмотрите, что это (это теремок). Правильно, теремок. Кто первый пришёл жить в теремок? (Мышка – норушка).»
Выходит ребёнок, берёт игрушку мышку со стола педагога, встаёт (под зонтик) в теремок и говорит : «Я мышка- норушка. Буду жить в теремке.»
Другой ребё нок: «Тук- тук, тук. Кто,кто в теремочке живёт?»
«Это я, мышка- норушка. А ты кто?»
«Я- лягушка – квакушка, пустите жить в теремок».
Рассказчик : «И стали жить они вдвоём».
И так же по очереди дети (по аналогии) выполняют действия и проговаривают свою фразу.
Педагог: «Что случилось в конце сказки?»
Дети : «Мишка полез на крышу и разрушил теремок, а животные разбежались»
Ребё нок с игрушкой мышкой говорит: «Мышка –норушка убежала».
Ребё нок с петушком и мушкой говорят: «Петушок- золотой гребешок закружил и улетел»
«Мушка закружила и улетела» и т. д.
В заключении отмечу,что речевая игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе воспитания. Поэтому речевые игры, проводимые с коррекционной целью должны сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизическое развитие ребёнка.