Евгения Шарапова
Мастер-класс «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Играя, развиваем речь»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
Задачи:
• Привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей;
• Познакомить родителей с видами работ при коррекции речевых нарушений;
• Создать эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Публикация «Мастер-класс „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
Оборудование: стол, стулья, цветные шестигранные карандаши,, мячи-ежи, зеркало.
Актуальность:
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Даже при самой тщательной работе детского сада необходимо родителям выполнять с детьми специальные задания логопеда. Выполнять их нужно ежедневно или через день (можно в форме игры). Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка (губы, язык) к произнесению тех звуков, которые он плохо выговаривает.
ПОМНИТЕ: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки.
При проведении специальных упражнений родителями с детьми СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ:
• заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно;
• каждое упражнение делать несколько раз;
• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;
• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;
• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;
• всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.
К упражнениям по развитию речи относятся :
• Артикуляционная гимнастика
• Дыхательная гимнастика
• Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
• Движение кистей рук
Воспитатель показывает каждое упражнение, сопровождая пояснениями. Упражнения проводятся с детьми, а родители наблюдают (желающие могут выполнять упражнения вместе с детьми).
1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
1. Зарядка для языка
• Поднять к небу
• Сложить в трубочку
• Достать до носа
• Упереться языком в нижние (верхние) зубы
• Заборчик (провести языком по каждому зубу)
2. Надуть щеки, втянуть щеки
3. Растянуть зубы в улыбке
2. Дыхательная гимнастика
1. Подуй на одуванчик
2. Чей пароход дольше гудит?
3. Самовар – пых, пых, пых. Чайничек пых-пых-пых-пых-пых
4. Подуй на перышко
5. Забей мяч в ворота.
6.
Далее мастер класс продолжается только с родителями.
Уважаемые родители, сегодня я хочу Вас научить как правильно играть с детьми в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры
Цель - научить родителей, (чтобы они уже в свою очередь занимались с детьми дома, с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений, я вам буду показывать, а вы повторяйте за мной. Показ упражнений:
ЗАЙЧИК:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
КОЗА РОГАТАЯ:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
БАБОЧКА:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
ЧЕЛОВЕЧЕК:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
Ё ЖИК:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
ОЧКИ:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
КОШКА:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Мой мишка»
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
(«Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
«Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
«Ай, лады, лады, лады»
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
***
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
***
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладошки).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши,
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук,
Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу,
Надевали тапочки (показывают).
В. А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
ВЫВОД:Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, проанализировала данную литературу и подготовила игры, которые в форме буклета были выданы родителям, чтоб они могли дома заниматься с детьми:
• Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
• Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
• Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
• Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
• Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
• Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
• Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
• Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.
• Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
•
Желаю удачи!
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами».
Ожидаемые результаты: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
2. Родители самостоятельно используют материалы дома.
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Результаты анкетирования.
Эффективность данных результатов
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
Положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ
и семье;
индивидуальный подход
к каждому ребенку. Положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно в летнее время. Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность
педагогов в творчестве
и инновациях; удовлетворенность
собственной
деятельностью;
учет положительной динамики в развитии
детей по развитию
речи при аттестации
педагогов. Благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
Список литературы:
1. Здериглазова Т. Театр скороговорок //журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48
2. Метенова Н. М. Родителям о детях. 2009.43с.
3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург. : Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.
4. Ронина О. Л., Миронова Е. А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29
5. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70
6. Справникова И. Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85
7. Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2006г. с 9-12