Галина Ермошшина
Мастер-класс «Развиваем пальчики — улучшаем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Мастер класс
«Развиваем пальчики - улучшаем речь»
Составитель:
Учитель-логопед Ермошина Галина Николаевна
Лямбирь – 2016
Введение
“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс „Развиваем пальчики — улучшаем речь“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
“Рука-это вышедший наружу мозг человека” (И. Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.
В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.
Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) - исследуют.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.
Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.
Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).
Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.
Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития речи.
А сейчас я вам покажу некоторые приёмы и способы развития мелкой моторики рук.
Мастер-класс «Гостинцы для лесного жителя»
Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.
Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Оборудование и раздаточный материал: Ёлка, ёжик, грибок на палочке. Материалы для изготовления аппликации из крупы (белый картон с рисунком ёжика, клей, гречневая крупа, рис, осенние листья). Для рисования пальчиками нам потребуется : желтая и голубая гуашь, пластиковые тарелочки для гуаши, салфетки. «Сказочный грибок» (из пластилина) : доска для работы, пластилин (коричневый, белый, корзинка, салфетки. «Яблочко» в технике «рванная аппликация» : заготовка яблока из картона, цветная бумага или салфетки (красного, желтого, зелёного цветов, клей.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно (Ёжик)
- Правильно, ёжик. (Логопед демонстрирует на слайде ежа)
Ежи – это забавные существа с колючками, который нужны чтобы защититься от врагов. Ежи едят мясо, а также различные растения и фрукты. Они ведут ночной образ жизни, а зимой находятся в спячке.
- Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что у меня и у вас на столе? (ответы детей) Как вы думаете, что можно из всего этого сделать? (ответы детей) А кто из вас хотел бы вместе со мной изготовить ежа?
1. Изготовление аппликации из крупы «Ёжик».
- Наш ежик будет добрый, мягкий и не будет колоться, потому что вместо иголок мы используем гречку.
Приступайте к работе, следуя моей инструкции.
- Возьмите картон, с нарисованным на нем ёжиком. Возьмите клей и смажьте туловище, где у ежа должны быть иголки, посыпьте это место гречкой. Теперь смажьте клеем мордочку и посыпьте рисом.
(дети выполняют задание согласно инструкции)
2. Произнесение чистоговорок.
- Вот и готовы ваши ежи. Какие они замечательные. Послушайте, что я скажу о ежах.
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
- Кто сможет повторить? (дети повторяют чистоговорки)
3. Пальчиковая гимнастика. (малая драматизация содержания пальчиковой гимнастики «Ежик» в сольном исполнении логопеда)
- А теперь давайте покажем эту миниатюру с помощью рук.
4. Короткая беседа.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей) - Осенью лесные животные готовятся к зиме. Давайте поможем ёжику приготовить на зиму запасы - грибы.
- Для этого возьмём пластилин коричневого цвета, ладонями раскатываем его. Это будет ножка гриба. Из белого куска пластилина, скатываем шарик. Шарику придаем форму шляпки гриба. Теперь крепко соединяем ножку и шляпку, чтобы она ни слетела, когда ёжик возьмет его с собой.
- Давайте соберем грибочки в корзинку.
5. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик».
- А теперь мы с вами отдохнё м:
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(водят глазки вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
6. – Ребята, наших грибочков на всю зиму не хватит. Давайте приготовим ежику еще и яблок. Ведь вы знаете, что ежи любят не только грибы, но и фрукты. Для этого нам понадобится бумага, которую мы будем рвать на мелкие кусочки и заготовка, на которую эти кусочки будем наклеивать. Смотрите внимательно и выполняйте за мной. (Бумагу красного, желтого и зеленого цвета рвем на мелкие кусочки. Берем заготовку в виде яблока, наносим на нее клей, клеим кусочки бумаги на заготовку)
Итог.
- Вот и готовы яблоки для нашего ежа! Теперь точно, голодать он не будет.
Заключение
Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов - величиной, формой, цветом и т. д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его развитие, а являются лишь необходимым условием, способствующим развитию. Продуктивность занятия возрастет, если вы – родители вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Даже у взрослого человека не всегда получается верно выполнить задание. Не верите? Давайте проверим! Делайте вместе со мной упражнения («Жонглеры») :
1. Подбросьте грецкие орехи в одной руке;
2. Теперь из одной руки в другую руку,
3. Перебросьте орешки друг другу,
4. Переложите по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).
А теперь попробуем выполнить упражнение со спичками (удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; “квадрат” - удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; “крестик” - одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец).
Вы убедились, что не всегда все получается быстро и легко. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.