Лара Россик
Проект «В театр играем — речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
"В театр играем – речь развиваем!"
(развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.)
Автор: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №44 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Россик Л. А.
Публикация «Проект „В театр играем — речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И. Гёте: |
Искусство актера заключается в речи и в движении тела. |
Актуальность проекта: Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям
заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, а театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, развивает память, внимание, способствует улучшению интонационной выразительности речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонации, модуляция голоса).
Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное – слово.
Цель проекта: развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Вызывать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
2. Развивать речь детей посредством применения специальных игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса, развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.
3. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка,
звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Учить выразительно интонировать голоса героев сказки, использовать образные выражения при пересказе сказки, выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
5. Создавать благоприятную психологическую атмосферу.
6. Воспитывать нравственно-этические качества
(эмоционально-положительное отношение друг к другу).
7. Воспитывать культуру поведения в театре.
Участники проекта:
• дети старшей группы,
• воспитатели,
• музыкальный руководитель,
• родители,
• ст. воспитатель
Тип проекта – познавательно-творческий
По составу участников – коллективный
Сроки реализации – февраль – апрель 2016г.
Необходимые материалы:
• дидактические игры;
• специальная методическая литература;
• театр разного вида;
• материал для изготовления театра;
Предполагаемый продукт проекта: показ сказки «Муха-цокотуха»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• умение владеть навыками выразительной речи, правилами общения со сверстниками и взрослыми;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;
• сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
• обогащение театрального уголка
План работы по проекту
Дата Содержание работы
Подготовительный этап
Февраль
Постановка цели, задач, определение актуальности, значимости проекта
Подбор, изучение методической литературы по теме.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе
Изготовить атрибуты к инсценировкам.
Пополнить различные виды театра
Приобретение и изготовление масок, шапочек, костюмов к инсценировкам
Подбор музыкального сопровождения.
Анкетирование родителей
Основной этап
Март • Чтение художественных произведений (сказок и стихов): “Лиса и кувшин”, “Крылатый, лохматый да масляный”, “Вершки и корешки”, “Заяц – хвастун”, “Кто сказал “Мяу?”, «Перчатки», “Теремок” "Муха-Цокотуха" и т. п;
• просмотр театрализованных представлений в д/саду, организованных творческими коллективами города
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
• Упражнения на имитацию движений
• Игры на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на развитие речевого дыхания
• Хороводные игры
• Обыгрывание эпизодов
• Разработка игровых занятий с детьми старшей группы:
• Выразительное чтение литературного произведения
• Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
• Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.) .
• Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
• Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
• показ детям ран. возраста инсценировки стихотворения «Перчатки»
Заключительный этап
апрель
• Показ театрализованного представления для детей и родителей “Муха-цокотуха”
• Участие в городском фестивале театральных коллективов «Театральная весна-2016»
Список литературы:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
2. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью)
3. Гончарова, О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/