Валентина Уткина
Играем пальчиками-развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
Играем пальчиками – развиваем речь.
Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности.
Публикация «Играем пальчиками-развиваем речь» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Физиолог М. И. Кольцова установила, что наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики: «Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи».
Поэтому с детьми, имеющими проблему с речью, я начинаю занятия с пальчиковой гимнастики. Сгибая и разгибая пальчики, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит ума.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребёнка, а следовательно и развить речь.
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна, не соответствует возрастным нормам, поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста.
Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребёнку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый.
Из опыта работы я знаю, что дети очень любят рисовать и на занятиях и в свободное время. Поэтому средством для развития мелкой моторики я выбрала именно рисование, а верней – нетрадиционную технику рисования: рисование пальчиками, ладошками, кулачками, мыльными пузырями, солью, различными оттисками, свечёй и т. д.
Я работаю с детьми разного возраста (от 2 до 8 лет). Занятия провожу по подгруппам. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интерес. Младшие дети рисуют и раскрашивают отдельные предметы (солнышко, яблоко, бабочку и т. д) пальчиками, ладошками, оттисками, а старшие рисуют сюжетные картины, пейзажи, натюрморты пальчиками, ватными палочками, ладошками, мыльными пузырями, свечёй, солью, мятой бумагой. Занятия провожу два раза в месяц.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Малыши, которые не умеют держать в руках карандаш, кисточку, с удовольствием рисуют ладошками, пальчиками. Во время занятий проводятся пальчиковые игры, которые так же способствуют развитию мелкой моторики и очень нравятся детям: «Купался бобёр», «Дождик, дождик, веселей», «На траве лежит козлёнок» и т. д.
От степени овладения детьми нетрадиционными техниками рисования зависит степень успешности обучения ребёнка в начальной школе, готовности руки к письму.
Одновременно нетрадиционная техника рисования помогает воспитывать у детей аккуратность и чувство взаимопомощи ( старшие дети помогают малышам: показывают, как нужно рисовать, помогают пользоваться влажными салфетками). А педагогу нетрадиционная техника рисования даёт возможность для творчества.
Результативность развития мелкой моторики отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения детьми программного материала по речевому развитию. У 30 – 40% с неразвитой речью и нарушением звукопроизношения детей к концу года речь соответствует возрасту.