Наталья Муляр
Мастер-класс для педагогов «Шариками играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Шариками играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Разучить с участниками мастер-класса пальчиковые игры, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, шары Су-Джок,рекомендации по использованию Су Джок терапии для каждой возрастной группы.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Пальчики играют – речь нам развивают». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.
Мы с вами поговорим об одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост у детей различных речевых нарушений. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционныеметоды и приёмы для развития мелкой моторики у детей. В этом году темой работы по самообразованию я выбрала проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста».И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с Су-Джок терапией. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия, основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, су джок терапия считается одной из лучших систем самооздоровления.
В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су–Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В переводе с корейского "Су" означает – кисть, "Джок" – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. В своей практике мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков и шариков в комплекте с двумя «волшебными» кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а «волшебные» колечки надеваются на пальчики. В нашем случае воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су Джок тренажеров-шариков и колец.
Су-Джок терапия имеет очень много плюсов в развитии мелкой моторики рук :
При неправильном применении Су-Джок терапии никогда не нанесет вреда – оно просто будет неэффективным.
Абсолютная безопасность!
Универсальность- Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения! Проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков или массажных мячей, которые свободно продаются в аптеке и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су-Джок терапия- это высокоэффективный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровлени. путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального, как пальчиковая игра или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж.
Сейчас, я предлагаю Вам провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков на наших руках. Берем по массажному шарику. Левая рука лежит на коленях, правая придерживает мяч сверху. И выполняем движения по ладошке.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Я предлагаю вам для разминки выполнить некоторые упражнения:
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Приемы Су-Джок терапии:
Массаж Су – Джок шарами. (Повторяем слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом)
«ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК»
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой.
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем.
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
Есть у нас на них горошки?
Мы похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.
Массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы и массирование).
Пальчиковая гимнастика по лексической теме:
Тема «Посуда».
Девочка Иринка порядок наводила.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Девочка Иринка кукле говорила.
«Салфетки должны бить в салфетнице,
Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!»
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
Массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы и массирование).
Формы работы с детьми для стимуляции речевых зон.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматическихкатегорий
5. Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
6. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов : красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги» : Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Думаю, вам понравилось с помощью шаров – «ежиков» с колечками массировать пальцы и ладошки и это оказало благотворное влияние на весь организм
Я разработала для вас рекомендации по каждой возрастной группе по использованию Су-Джок терапии, думаю, они пригодятся в вашей работе.
Желаю творческих успехов!