Елена Фролова
Литературно — музыкальная гостиная «Волшебница Осень приглашает в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
(Осень в поэзии, музыке, живописи)
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ путем овладения ими приемов ознакомления детей с произведениями искусства на основе синтеза искусств.
Ведущий
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, театр. Восприятие картины, музыки, поэзии - это познание художественного образа.
От того, как материал подан детям, зависит, появится ли у них интерес к искусству. Знания и умения педагога, его личностные качества влияют на развитие у воспитанников понимания прекрасного.
Публикация «Литературно — музыкальная гостиная „Волшебница Осень приглашает в гости“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Темочки
Стало традицией проводить в детском саду литературно - музыкальные гостинные и творческие вечера.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, стать участниками мероприятия под названием "Волшебница Осень приглашает в гости" и на практике познакомиться с новыми приемами активизации детей.
Ведущий
Осень - самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники, композиторы. Писатели и поэты свое отношение выражают через слово, а какими средствами пользуются художники и композиторы?
Ответы: Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).
Художник в любой картине с помощью красок выражает свои чувства, вызванные открывающимся перед глазами видом, а иногда использует его для передачи своих мыслей или эмоций.
Пейзаж - жанр, наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора.
Ведущий Существует две осени. Одна - радостная, пышноубранная, богатая урожаем., в этой осени преобладают теплые тона.
И другая осень - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.
Сегодня мы в гостях у золотой осени. Эта гордая волшебница пригласила поиграть нас в прятки, мы будем искать ее везде: в стихах, в прозе, в музыке, в живописи.
Музыкальный руководитель Мы приглашаем вас отгадать музыкальную загадку. (Звучит "Осенняя песнь" П. И. Чайковского).
Какой из знаменитых осенних пейзажей вам представляется? (На экране проектора картина И. И. Левитана "Золотая осень").
Ведущий "Золотая осень" - так назвал свою картину художник - пейзажист Исаак Ильич Левитан. Какое настроение создает у вас эта картина?
Ответ: Картина радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. Природа сотворила такое чудо, которое заставляет нас присмотреться внимательнее и приводит в восторг.
Ведущий Осень завораживает, заставляет мечтать и творить. Вот как описывает осенний лес поэт Иван Ильич Бунин:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Музыкальный руководитель Рассказ о картине сопровождался звучанием "Осенней песни" Петра Ильича Чайковского. И, хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью.
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
(Н. Рыленков).
Ведущий Какие стихотворные строки вспоминаются вам, глядя на эту березовую рощу,
Ответы:
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
(Найденова)
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей тишине
Расслышишь листика шуршанье.
(И. Бунин)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб и клены.
Утешает осень: - "Не жалейте лета.
Посмотрите - роща золотом одета"
(З. Федоровская)
Игра "Оживший пейзаж"
Ведущий Хотите стать героями картины "Золотая осень"?
Попробуем оживить этот пейзаж?
Покружитесь - покружитесь
И в картине окажитесь! (под музыку занимают места по ролям)
(Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается голубым шарфом так, что своими очертаниями он похож на речку, изображенную Левитаном. Чтобы оживить пейзаж, нужно войти в картину в качестве персонажей. Кто-то будет "Багряным кустиком", кто-то - одинокой березкой, есть две березки с облетевшей листвой и группа березок, стоящих рядом. Остальные - зрители.)
Участник 1 Я "багряный кустик", выросший на берегу реки. Этот чудесный наряд подарила мне осень. А листочки у меня такие яркие, нарядные, что мне могут позавидовать многие деревья. Я смотрюсь в речку на свое отражение. Ах, какой я красивый!
Участник 2 Мы две подружки - березки, высокие, стройные. Наш белый ствол, будто праздничный сарафан. Нас обдувает ветерок и срывает листочки. Нам немного грустно, ведь рядом с нами березки пышные, золотистые.
Ведущий Но скоро и до них доберется проказник ветер, безжалостно сорвет с них наряд и унесет далеко, до реки.
Участники Березки в роще А мы дружные девицы - красавицы, встали в хоровод и шелестим своими ярко - желтыми листочками. Нам очень нравится наш осенний наряд. Скоро осень заплачет дождливыми слезами, а пока мы купаемся в солнечных лучах, и каждый наш листик горит золотым дождем.
Участник Одинокая березка Когда-то я росла со своими подругами, но, поссорившись, убежала и осталась вдали от всех. И только с речкой, моей верной подругой, мне спокойно и радостно. Только она может рассказать о моей красоте и показать, как в зеркале, мой праздничный осенний костюм. Скоро придет зима, и речка заснет под толстым слоем льда, вот тогда мне станет по- настоящему одиноко и грустно. А пока - я наслаждаюсь последними солнечными деньками, чистым воздухом и красивой природой.
Ведущий Замечательная картина Левитана будто ожила перед нами. Спасибо "багряному кустику", речке и березкам, которые передали нам свое настроение, чувства и переживания.
Покружитесь - покружитесь
И в детском саду окажитесь! (возвращаются на место)
Игра "Нарисуем словом"
Ведущий Предлагаю порадовать волшебницу Осень и проявить словесное творчество в новой игре. Сейчас мы будем рисовать осень, но не красками, а словесно. Наша задача - подобрать для осени подходящие эпитеты и сравнения. Я предложение начинаю, а вы заканчиваете.
Осень пришла к нам словно. (фея, царица, волшебница, принцесса, хозяйка.). И принесла с собой. (дожди, сырость, ветры, осенние дары, листопад.). Осенью листья на ветру кружатся, будто. (карусель, снежинки, бабочки, вертолетики.). Листья лежат на земле, словно. (разноцветный ковер, яркое покрывало, пестрый плед.). И вся земля становится похожа на. (сказку, волшебное царство, цветную поляну).
(Звучит музыка Фредерика Шопена "Осенний вальс"). .
Музыкальный руководитель Какая по характеру музыка? (ответы)
Какие эмоции вызвал у вас музыкальный отрывок? (ответы). Какую картину нарисовало ваше воображение? (ответы)
Послушайте, как пишет о листопаде Константин Георгиевич Паустовский.
"Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шопот.)
Приглашаем наших участников закружиться в осеннем вальсе.
Игра "Подари комплимент Осени"
Ведущий Сейчас нам предстоит проявить словесное творчество. Для этого вы должны встать в круг, под тихую музыку, передавая друг другу осенний листочек, говорить слова - комплименты нашей хозяйке, волшебнице Осени.
Участники говорят комплименты (красивая, волшебная, золотая,багряная, дивная, щедрая, пышная, загадочная, сказочная, живописная.)
Ведущий Сегодня мы побывали в гостях у волшебницы Осени, погрузились в ее мир. Почувствовать ее настроение нам помогли музыка и живопись, стихи и проза.
Заключение: Надеюсь, что новые приемы ознакомления детей с произведениями искусства на основе синтеза, продемонстрированные в этом мастер- классе, будут способствовать повышению профессиональной компетенции педагогов.