Марина Хода
Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о творчестве
П. И. Чайковского.
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности. Музыкальный материал :
Публикация «Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П, И, Чайковского» размещена в разделах
- Пьесы из «Детского альбома» : «Мама», «Вальс», «Нянина сказка», «Игра в лошадки», «Полька», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Новая кукла», «Старинная французская песня», «Камаринская», «Немецкая песенка».
Материалы и оборудование:
Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, мультимедийный центр.
Презентации и мультфильмы, созданные из рисунков детей: «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Мама».
Портрет П. И. Чайковского, «Детский альбом» (изготовленный самостоятельно с картинками, текстами песен, кратким описанием, мягкие игрушки для каждого ребенка, куклы для каждой девочки, большая коробка с бантом (внутри новая кукла, лошадки на палочке, музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, рубель, стиральная доска, погремушки-тыквы, барабаны, метлы для танца бабок Ежек, цветная ткань – три отреза 1м *3м.
Костюмы: Гусары (китель, кивер) – 2 шт, Бабки Ежки (черные юбки, цветные косынки, цветные рубашки) – 4 шт.
На центральной стене большой портрет П. И. Чайковского. У стены стол, на котором стоит цветок и лежит книжка «Детский альбом». Рядом стоят игрушки, находятся атрибуты для танцев. В зале устроена выставка детских рисунков, созданных после прослушивания пьес из «Детского альбома».
Дети в нарядных одеждах входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте. Я рада видеть вас в музыкальной гостиной. Наша сегодняшняя встреча состоялась в честь 175-летия великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Мы с вами еще раз послушаем его музыку
Фоном звучит «Старинная французская песня»
Тихо сядет рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной.
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки.
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит и зовет нас за собой
Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П. И. Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» - писал композитор
Для своего племянника Володи Давыдова П. И. Чайковский написал "Детский альбом", в который вошли 24 замечательных детских пьес, (показать альбом, перелистать страницы)
Не простой он - музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад
(Открыть страницу, на которой изображен ребенок и мама)
Ребята, какое у вас настроение, если с вами рядом мама? (Радостное, весёлое.) А как вы себя чувствуете рядом с мамой? (Уютно, тепло, спокойно.) А когда мамы нет дома? (Печально, тоскливо, скучно, грустно.) Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму и скучал без неё. Он сел к роялю и стал что-то наигрывать.
Звучит пьеса «Мама»
Вы узнали эту музыку? Правильно, это пьеса «Мама». У пьесы очень трогательное название, много говорящее каждому сердцу. Искренность чувства, теплота интонации придают ей особое очарование. Она написана специально для «Детского альбома».
Дети (по очереди)
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.
Я так люблю тебя!
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.
Я так люблю тебя!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.
Добрее нет тебя.
Любимей нет тебя
Никого, нигде,
Мама моя, мама моя,
Мама моя!
А давайте перелистаем странички этого альбома и попробуем вместе сочинить сказку «Про девочку Сашу»
Итак, страничка открывается…
В одном городе жила девочка. Звали её Саша. Однажды утром она проснулась и увидела, что комната наполнена странным светом.
Льется музыка рекой.
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлебнуло все вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Послушайте произведение Чайковского
«Сладкая греза» Вслушайтесь в эту музыку,
помечтайте, пофантазируйте.
Звучит пьеса «Сладкая греза»
Какое настроение передает музыка?
(Нежная, ласковая, прозрачная, светлая, грустная, воздушная) Правильно ребята. На смену суровой зиме спешит, торопится весна-красавица. В музыке можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку.
Девочки исполняют «Танец с тканью» под звучание пьесы «Сладкая греза»
В гости к Саше пришли дети - девочки и мальчики, они принесли девочке большую коробку, украшенную огромным бантом. Интересно, что же лежит в этой коробке?
Звучит пьеса «Новая кукла» - просмотр мультфильма, созданного из рисунков детей
(Открывается следующая страничка)
В комнате у Саши было много игрушек. Дети выбрали себе по одной игрушки, и закружились в вальсе.
И мы с вами откроем еще одну страничку из альбома и послушаем «Вальс», но прежде скажите, что означает слово "вальс". (Кружиться)
Верно, это танец. И сейчас мы с вами
потанцуем, покружимся с игрушками.
Импровизация с игрушками под музыку
вальса
А затем началась интересная игра.
Откроем следующую страничку и послушаем пьесу «Игра в лошадки» - (просмотр презентации из рисунков детей).
А наши Мальчики поиграют с лошадками.
Мальчики (по очереди)
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по лугу зелёному,
По одуванчикам, по колокольчикам,
По лопухам, по ромашкам и лютикам.
Мимо стрекоз, и лягушек, и ящериц,
Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по саду заросшему
Мимо малины и мимо смородины,
Мимо рябины, и вишни, и яблони.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался вперёд и вперёд.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» мальчики исполняют танец-импровизацию с лошадками
Девочки играли с куклами.
Звучит пьеса «Полька» девочки исполняют танец с куклами
За окном на улице послышалась музыка и весёлые голоса. Дети посмотрели в окно и увидели много людей, которые играли на трещотках, ложках.
Звучит фрагмент «Камаринской»
Дети (по очереди) :
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед.
Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И кадка, и ушат, и грабли и ухват,
И веник, и метла, и ножки у стола.
Пляшут чайники, пляшут ложки и горшки,
Сковородки, поварёшки, котелки.
Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз…
До чего сегодня весело у нас!
Дети исполняют «Камаринскую» на музыкальных инструментах
Следующая страничка открывается, что за
музыка у нас начинается?
Звучит "Марш деревянных солдатиков " –просмотр мультфильма из рисунков детей
Правильно, прозвучал "Марш деревянных
солдатиков"
А какое настроение передает эта музыка?
(Бодрая, веселая, четкая) К какому жанру она относится?
(Жанр-марш) Сколько в ней музыкальных частей?
(Три музыкальные части) Потрубите нам фанфары
В гости к нам и дуг гусары.
И дети решили устроить бал. Они достали из коробочки деревянных солдатиков, рас-
ставили их рядами, и солдатики заиграли на своих маленьких барабанчиках марш, объявляя начало бала.
Мальчики-гусары:
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Командир ведёт нас на парад.
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков» : мальчики исполняют танец-перестроение
Девочки представляли себя настоящими
принцессами и танцевали «Менуэт».
Звучит пьеса «Немецкая песенка» : девочки в бальных платьях исполняют танец
Но вот наступил вечер. Саша проводила гостей и отправилась спать. А на ночь няня рассказала Саше сказку.
Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную.
И ночью ей приснился сон, а о чем он был, догадайтесь, слушая пьесу из «Детского альбома»
Звучит пьеса «Баба Яга» - просмотр
презентации из рисунков детей
Вдруг Саша с подружками превратилась в самых настоящих Бабок Ежек, и полетела с
ними на метлах.
Танец «На метелках» - под звучание пьесы «Баба Яга»
Саше стало немного страшно, и она позвала маму. Пришла мама, погладила Сашу и спела колыбельную песенку.
Звучит пьеса «Мама» : дети слушают музыку
Вот и закончилась наша сказка. Закончилась пьесой «Мама». Ещё раз вспомним, как она звучала. (Нежно, ласково, мягко, немного с грустью.)
Музыка вдруг смолкла, но так ли это?
Кажется, она звучит и будет еще долго, долго
звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
звенеть, искриться радугой - дугой.
Как будто нам жар-птицу в руки дали.
И напоили всех живой водой.
Вот и состоялась еще она встреча с музыкой
великого русского композитора П. И. Чайковского.
Жаль закрывать последнюю страничку
"Детского альбома". Жалко расставаться с
чудесным поэтическим миром, в который
погружает нас музыка великого композитора.
Давайте вспомним, как же называется сборник, в который вошли пьесы для детей?
Кому посвятил Пётр Ильич «Детский альбом»? Сколько пьес входит в «Детский альбом»? Какая пьеса, вам больше всего
понравилась?
Я благодарю всех вас участие.
(Под музыку дети выходят из зала)