Елена Леонова
Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно-музыкальная гостиная
«Осеннее настроение»
для детей подготовительной к школе группе.
Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
Задачи:
* Закрепить и обобщить знания об осени и её признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства
* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.
* Развивать ассоциативное и образное мышление.
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная „Осеннее настроение“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2018
*Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения и анализировать его, передавать его в движении.
* Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.
* Воспитывать желание получать радость от общения с искусством.
Предварительная работа: Наблюдения за осенними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему осени, разучивание стихов и песен об осени.
Оборудование и материалы: осенние листья; телевизор; ноутбук; презентация.
Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла “Времена года”, А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Ход.
Дети под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» заходят и садятся на стульчики.
-Сегодня мы с вами присутствуем в литературно-музыкальной гостиной и поговорим мы о чем-то прекрасном и знакомом для вас. А что это, вы узнаете из загадки: (воспитатель загадывает загадку)
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (Осень)
-Да, осень –это удивительная пора и прекрасное время года. Осень воспевали поэты, они этому времени года посвятили свои чудесные стихи, так же это время года нашло свое отражение в музыке и живописи. В нашей гостиной мы услышим стихи известных поэтов и музыку композиторов, познакомимся с живописными полотнами русских художников.
-Однажды Осень созвала художников, поэтов, композиторов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
А композитор? (нужны музыкальные звуки).
«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила : «А вам самые красивые слова и рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, композиторы много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и композиторам… Что же выбрали они для Осени?
- Вот какое стихотворение написал Федор Иванович Тютчев
"Есть в осени первоначальной. "
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
-Посмотрим на экран. (Исаака Ильича Левитан «Золотая осень)
Как называется? Кто автор?
Почему вы так думаете?
(дети описывают картину)
- потому что листья на деревьях пожелтели и покраснели, лишь кое-где видны зеленые листочки.
- трава пожухла, пожелтела.
- на этой картине солнечный день, солнца не видно, но оно все освещает.
- художник использовал желтую, красную, золотую, лимонную, зеленую краски.
Какая на картине осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная).
Если художник рисует природу, как называется эта картина? Пейзаж.
Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!
Точно такая осень в стихотворении русского поэта
Ивана Бунина "Листопад"
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Далее детям предлагается посмотреть подборку слайдов с картинами других художников, с той же тематикой «Золотая осень».
В. Поленов «Золотая осень»
И. Остроухов «Золотая осень»
С. Герасимов «Золотая осень»
С. Петров «Золотая осень»
Обсудить краски и настроение.
- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Предлагаю взять листочки и потанцевать с ними.
Дети исполняют «Танец с осенними листьями».
-Сейчас посмотрим видеофильм, где вы услышите музыку известного вам композитора (А. Вивальди «Осень)
-Какое настроение от прослушивания этого произведения?
(светлое, радостное, возбужденное, игривое)
- Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд.
Портрет А. С. Пушкина. Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина?
"Унылая пора!
Очей очарованье!"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Звучит музыкальное произведение. Вы узнали его? (Чайковский «Осень»)
А кто его написал и как оно называется?
Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках и в музыке, а что? (Ответы детей. Показать слайд-картины Левитана «Поздняя осень»
Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.
Сравнение картин «Золотая осень» и «Поздняя осень» Левитана
- Я предлагаю вам взять ленточки и придумать свой осенний грустный танец.
Импровизация детей с лентами под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)
- Какое удивительное путешествие по произведениям, великих художников, поэтов и музыкантов у нас получилось.
Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.
Ребята подходит к концу сегодняшняя встреча в нашей литературной гостиной, скажите, что вам больше всего запомнилось?
- В конце хотелось бы подарить открытки с осенними пейзажами, которые будут напоминать о нашей встрече, и о таком прекрасном, и о таком разном времени года.
Звучит музыка Ф. Шопена «Осенний вальс».