МААМ-картинки

Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»

Ольга Хасиятуллова
Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о лингвистических сказках как средстве речевого развития дошкольников, использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить речь, а так же повысить процент усвоения материала у ребенка

Публикация «Мастер-класс „Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

Задачи:

1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования лингвистических сказок в речевом развитии дошкольников;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в речевом развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

- Тема моего мастер-класса «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников. Сказки являются средствами речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем- это использование лингвистических сказок в речевом развитии детей, а так же в разных образовательных областях и видах деятельности детей. Так что же это такое – лингвистическая сказка? Я рассматриваю это как очень интересный вид обучения, который зарекомендовал себя для дошкольников на этапе обучения грамоте. С ее помощью можно увлекательно рассказать о, буквах и звуках, предлогах, особенностях слова при постановке ударения и т. д. Это легко, интересно и познавательно. Лингвистическая сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Она имеет с ней сходства и отличия. Сравнение двух видов сказок показало, что структурные элементы – общие. В лингвистической сказке также есть присказка, зачин, развитие сказочного действия, концовка.

Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (звуки, буквы, и т. д.). И назначение лингвистическая сказка имеет другое. Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо, она объясняет законы языка.

Что бы понять на практике, то же такое лингвистическая сказка, я использую несколько способов: для начала я использую словестный метод:рассказ.

«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О»,«Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.

Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Как вы думаете, на что следует основываться, используя метод лингвистических сказок? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)

- Хочется отметить, что цель использования сказок в речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей, увлекательного сюжета, определенных правил темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

- Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)

- В процессе речевого развития с использованием лингвистических сказок формируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, связная речь, правильное произношение слов, а так же создаются необходимые условия для развития таких форм деятельности как игровая и учебной. Для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО.

- Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя лингвистические сказки в речевом развитии? (Ответы)

- Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы.

Сегодня мы попробуем с вами побывали участниками лингвистической сказки, ну а теперь попробуем сочинить сказку.

Так как лингвистические сказки отлично себя зарекомендовали на этапе обучения грамоте, то прежде, чес сочинить лингвистическую сказку, нужно уметь сочинять фольклерную сказку. Ранее мы узнали, что между ними моного общего, аконкретнее: это структурные элементы. Взяв это за основу, я решила продемонстрировать вам способ сочинения сказок, который предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучать этому и детей.

Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки :

«перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку);

сказки в «заданном ключе»;

«салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке);

сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев);

«а что было потом?» (продолжение сказок после окончания).

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу какого-то героя. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию в старших группах. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

– Новые приключения Маши и Медведя, в которых

участвуют два молодца из волшебного кольца.

– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот» : добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку» : Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик.

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаем вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался в детстве, вновь поверить в волшебство, в сказку…

Педагоги делятся на 3 группы, каждая группа сочиняет сказку и представляет коллегам:

- 1- я группа - «салат» из сказок;

- 2-я группа - «перевирание» сказки;

- 3-я группа - сказка «наизнанку».

Уважаемые педагоги. Вот и закончился мой мастер –класс.

Благодарю Вас за внимание, активность, заинтересованность, приятное сотрудничество!

Публикации по теме:

Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольниковЛэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников»Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Цель: Совершенствовать профессиональные.

Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Приготовила: Воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.

Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с таким видом книг, как книжка – малышка. Книжка – малышка это книга, сделанная.

Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников» Цель мастер-класса: показать роль игры в развитии творческого потенциала детей. Задачи: * представить опыт педагогической деятельности по.

Использование логоритмики как средство речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях Слайд - 1 Использование логоритмики, как средство речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях. Слайд - 2 Всё окружающее нас живёт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 13:46
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хасиятуллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД