Папки-передвижки

Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников»

Наталья Рябова
Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : показать роль игры в развитии творческого потенциала детей.

Задачи:

* представить опыт педагогической деятельности по созданию условий для развития детского творчества посредством сюжетно-ролевой игры; *систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре, *активизировать творческий потенциал педагогов.

Уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс „Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по организации сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста и познакомить вас с некоторыми методами и приёмами, которые позволяют мне развивать творческие способности моих воспитанников.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность.

По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г. С. Батищев).

Л. С. Выгодский в своих работах писал, «игра ребёнка ни есть простое переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Одним из основных средств развития творческой личности дошкольника является игра.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Она развивает внимание, память, мышление, воображение ребёнка, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок приобретает новые знания, развивает способности. В игре ребёнок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами.

Я считаю, что именно сюжетно – ролевая игра, творческая и самодеятельная, как никакая другая деятельность, обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребёнка.

Для организации сюжетно - ролевой игры в детском саду я использую рекомендации педагогов С. Л. Новоселовой, Н. Ф. Комаровой, Г. П. Шмелёва, Радвил Г. И., Рыжовой Н. А.

Сюжетно – ролевая игра предоставляет ребёнку возможности проявить воображение или творчество :

* в создании игровой обстановки – ребёнок может самостоятельно подбирать костюмы, атрибуты для игры; использовать предметы - заместители;

развитии сюжета игры; он может использовать сюжеты, знакомые по художественным произведениям, мультфильмам, сказкам, наблюдаемые в реальной жизненной ситуации, а может придумывать свои собственные;

*в ролевом поведении; он может демонстрировать игровые действия, основанные на знаниях об окружающем мире и личном опыте, а может осваивать новые игровые действия по собственному замыслу,

* в использовании новых способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Моя задача, как педагога — стимулировать творческую активность детей в игре. Я помогаю организовать игру, сделать её увлекательной, насыщенной действиями. Но не предлагаю детям разработанные, готовые сюжеты игры.

Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является :

*метод диалога,

*создание проблемных ситуаций,

*прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

Сюжеты игр условно разделены на:

Бытовые (игры в семью, детский сад)

Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.,

Общественные (игры в библиотеку, школу и т. д.).

Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве?

Да мы играли в парикмахерскую, магазин, школу, ателье и т. д.

А во что играют современные дети?

Салон красоты, супермаркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевиденье…

Меняются жизненные социально-экономические условия, игры тоже меняются.

Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим экскурсии, целевые прогулки, приглашаем родителей для рассказа о своей профессии; рассматриваем картины, иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы; отгадываем, придумываем загадки; организуем выставки; играем в разные дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Угадай по - описанию», «Что с начало, что потом?», «Что лишнее?». Готовим атрибуты, рисуем, лепим, вырезаем, конструируем.

Чтобы научить ребёнка играть, сначала необходимо создать предметно – пространственную развивающую среду.

При создании предметно – пространственной развивающей среды стремилась сделать её :

*содержательно- насыщенной

*трансформируемой

*полифункциональной

*вариативной

*доступной

*безопасной.

И это удалось на основе тесного сотрудничества с родителями.

У нас в группе оформлен уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм для обозначения роли в сюжетно- ролевой игре. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года.

Развитие творческого потенциала в игре подтверждается тем, что, играя, ребёнок не просто копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но надо помнить, что ребёнок – не актёр. Он играет для себя, а не для зрителей, он создаёт свою роль по ходу игры. Поэтому я не просто наблюдаю за детской игрой, а управляю её развитием, обогащаю её, включаю в игру творческие элементы. Учу детей использовать предметы –заместители. Поэтому в группе есть мягкие модули, ширма, крупный конструктор. С их помощью дети обустраивают себе пространство для реализации собственных игровых замыслов. В свободное время наши воспитанники постоянно что - то сооружают, мастерят, перестраивают. Бывают ситуации, когда у детей не получается с первого раза реализовать свой собственный замысел, тогда они все начинают заново. Такой отрицательный опыт тоже полезен для развития ребёнка. Эти ситуации заставляют ребёнка думать более конструктивно, что способствует развитию его воображения.

Подобраны и изготовлены различные атрибуты к играм. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр красочные и эстетичные, так как именно с ними взаимодействует ребёнок.

В ходе организации игровой деятельности большое внимание уделяю организации самостоятельной творческой продуктивной деятельности детей, побуждая своих воспитанников создавать «орудия» собственных действий. Для этого в группе, в уголке художественно- продуктивной деятельности размещаю пластилин, клей, цветную и белую бумагу, ножницы, чтобы дети смогли изготовить «фрукты» или «овощи» для игр, «билеты», «траву» для животных в игре «Зоопарк», «таблетки», «бланки для рецептов» для игры в «Больницу» и многое другое, так необходимое детям для реализации собственных замыслов в сюжетно- ролевой игре. Использование самодельных атрибутов повышает у детей интерес к игре.

Следует отметить, что при организации игры, как и любой другой деятельности, учитываю индивидуальные особенности воспитанников. Например, малоактивным детям даю главные роли, стимулируя их к активным действиям, у застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Неуверенным в себе детям поручаю интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей. Широко использую похвалу за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами.

Для развития творческих способностей детей в сюжетно – ролевых играх использую следующие методы и приемы:

- целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление;

- участие педагога в играх в главных ролях;

- участие педагога в играх во второстепенных ролях;

-чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;

- решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.

-беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры :

*Сюжет

*Содержание

*Роль

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Для творческой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Планируемые результаты, согласно педагогической диагностики.

Ребё нок:

*активно использует в игре не только игрушки и атрибуты, представленные для конкретной игры, но и предметы-заместители.

*использует ширмы, модули, которыми обозначают игровое место, где им комфортно играть;

*в ходе самостоятельных игр выполняет до пяти игровых действий в одной роли;

*легко переходит от одной роли к другой, развивая сюжет;

*придумывает самостоятельно новые сюжеты в процессе традиционных игр «Больница», «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Шофёры» и т. д.

*активно взаимодействует со сверстниками в ходе игровой деятельности.

Вывод:

Таким образом, мои воспитанники в сюжетно - ролевой игре проявляют творчество в создании игрового замысла, игрового пространства, построении сюжета, в создании и использовании самодельных игрушек для игры. Дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, а вносят в свои игры много собственных выдумок, детского творчества, воображения, творчески преобразовывают действительность.

Педагогам предлагаю поиграть : «Экспресс опрос»

1 задание:

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла).

Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль).

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого).

Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры… (мышление, воображение, память).

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет).

Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры… (наличие атрибутов).

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли).

Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).

2 задание: «Виртуозы»

Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше сюжетно-ролевых игр, и к каждой перечисленной игре - по 5 атрибутов.

Рефлексия:

Я попрошу вас отметить, что интересного, нового вы «увидели» сегодня. Что понравилось, вызвало положительные эмоции, оказалось полезным? А что, может быть, показалось скучным, осталось непонятным, или представленная информация оказалась ненужной и бесполезной?

Список литературы.

Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб. :

Союз, 1997.

Венгер Н. Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -

1982.-№11.

Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов СЮ. Детство творческой

личности. - СПб. : Издательство Буковского, 1994.

Комарова Н. Ф., Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 3-4 лет. -М. :Просвещение, 1986.

Шмелёв Г. П., Формирование сюжетно-ролевых игр. -М. : Просвещение, 1986.

Радвил Г. И. ,Игры детей и развитие детского творчества,М. : Просвещение,1986.

Новоселова С. Л. ,«Развивающая предметная среда», М. : Центр «Дошкольное детства» им. А. В. Запорожца, 2001.

Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М. : «ЛИНКА –ПРЕСС»,2003

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка Что такое сюжетно-ролевая игра? Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает,.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность.

Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Сюжетно-ролевая.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников»
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 22:04
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рябова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД