Юлия Кривошеина
Мастер-класс «Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс учителя-логопеда
«Камушки Марблс для развития лексико- грамматического
строя речи детей раннего возраста»
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Публикация «Мастер-класс „Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс, (плоские камешки – «кабошоны»). Игры с использованием марблс
стимулируют речевое развитие путём тренировки пальцев рук,
увеличивают на 100% активность, интерес детей,
улучшают результат коррекции речи, вариативны и удобны в применении.
У многих возникает вопрос : «С какого возраста можно использовать данные камешки?» Ответ: «с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть педагогу с детьми индивидуально или подгруппами 2-3 ребенка»
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
2. Практическая часть
А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ
- Что в этих вазах? Как вы полагаете?
- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
-Мы еще и послушаем звуки камушков, один камешек уронили в вазу, второй на стол, третий в воду.
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук, вода булькает)
А теперь закройте глаза, послушайте, куда упал камушек?
Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки (развиваем фонематический слух).
Б) Для развития лексико- грамматического строя речи предлагаю
Следующие игры с камушками марблс, где малыш сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов.
«Собери по образцу».
Цель: Закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
Разновидности: Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками.
Задание: Назови, что это? Назови одним словом картинки. Назови части предмета или покажи (по заданию воспитателя)
«Волшебный мешочек»
Цель: Закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
Ребёнок достает из мешочка камушек определенного цвета и подбирает предмет или картинку данного цвета. Называет, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
«Большой- маленький»
Цель:образование уменьшительной и увеличительной формы существительных с помощью суффикса ИЩ.
Перед ребенком две картинки, на одной маленький предмет, на другой большой. Положи маленький камушек на маленький предмет и назови его (например, котик). Положи большой камушек на большой предмет, назови его (котище).
Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса ИК.
Поможем Лунтику (другой герой) добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с ласково. Например: фонарик, столик, домик и т. д.
Игра «Один-много»
.
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа и согласовывать существительное и числительное в роде, числе и падеже.
Перед ребенком две картинки, на одной 1 предмет, на другой несколько. Положи камушки на предмет (можно и такого же цвета). Сосчитай сколько их? Например, один апельсин, четыре апельсина и т. д.
Игра «Чего не стало».
Цель: научить ребенка правильно употреблять форму единственного и множественного числа существительных в родительном падеже.
На листе несколько картинок от 4-10 (в зависимости от возраста). Ребенок закрывает глаза, а взрослый закрывает камушком картинку. Какой картинки не стало? (ленточки-ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
«Угостим вкусным соком /компотом/»
Цель: образование относительных прилагательных по темам "Фрукты","Ягоды" ,формирование практических действий по цветовому различию на ограниченной плоскости
На листе банка с соком (нарисованы ягоды или фрукты). Из каких ягод будет сок, как будет называться этот сок? (яблочный, грушевый, клубничный и т. д.). «Налей» сок в стакан, не пролив (выложить камушки, не выезжать за контур). Можно спросить детей, какого цвета они используют камешки, значит каким цветом ягоды, таким и сок.
«Вокруг да около"
(правильное употребление предложно-падежных конструкций, работа с предложно-падежными конструкциями)
Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т. д.
Игры -бродилки (лабиринты)
Цель: автоматизация звуков в словах.
Помоги добраться до острова. Говори правильно звуки (берем тот, который автоматизируется) в словах и закрывай картинку камушком.
В) Для развития связной речи
помогут еще и художественная литература-сказки, стихи, главное выбирайте короткие и понятные малышу тексты. Ребенок будет не только слушать, но еще и активно действовать в процессе, значит, это верный путь к развитию речи!
Цель: составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
«Петушок»
Жил-был Петя-петушок. Масляна головушка, шелкова бородушка, шпоры на ножках. А какой голосок у него был! Чистый, звонкий, громкий! Проснулся как-то утром петушок. Раньше всех. Выглянул в окошко, темно, все спят. И солнышко еще спит. «Не порядок!» — думает Петя-петушок. Вскочил Петя на забор, да как закричит: «Ку-ка-ре-ку!». Громко, громко! Звонко, звонко! Солнышко его услышало, проснулось, глазки открыло. «Спасибо, Петя, что разбудил! – говорит Солнышко, — заспалось я что-то». Взошло Солнышко на небо. День начался. Все потихоньку просыпаться стали. Спасибо Пете-петушку.
-Предложите ребенку выложить камешками петушка, проговаривайте какая у него бородушка, какой яркий хвост, какой гребешок. Придумайте продолжение сказки про Петю-петушка.
"Любопытные гусеницы"
Жила – была маленькая гусеничка. она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеничка никак не могла превратиться даже в куколку…
-- Продолжение сказки придумывают дети. (Предложить картинку)
Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров и украшают гусениц.
Стихи
Зайки пряники пекут, скоро к ним друзья придут.
Полем гусеница шла и горох в стручках нашла,
А собрать горох помочь были зайки не прочь.
Заучиваем небольшие стихи, вылаживаем рисунок.
3. Рефлексия
- Скажите, что развивают камешки Марблс?
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями
Я предлагаю вам в завершении оценить нашу работу. Подумайте, что нового, интересного, полезного вы получили? Выложите смайлик с тем настроением, которое у вас сейчас (из камушков)