светлана петрова
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по использованию ТРИЗ – технологии в обучении детей чувашскому языку.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку“» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.
Так что же такое ТРИЗ? (это теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить е эффективность. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше». Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.
Данную технологию можно использовать практически во всех видах детской деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и в режимных моментах.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность для самостоятельного поиска ответов на вопросы, решения задач, анализа, а не повторение детьми готового материала.
Чувашский язык является национальным достоянием Чувашской Республики. С его помощью между собой общается больше половины местных жителей. Очень жаль, что история, культура, традиции чувашского народа стали исчезать. Мне становиться обидно за чувашский язык, когда я слышу, что этот язык никому не нужен. Работая в детском саду, я решила, что надо обучать детей чувашскому языку с самого раннего возраста, так как усвоение других языков в это период детям даётся легко. Некоторые родители думают, что изучать чувашский язык совсем даже не нужно, и бесполезно, и с этим языком далеко не «уедешь». А по-моему мнению, обучать чувашскому языку - это полезно (хотя бы для развития памяти) и интересно, так как узнаешь историю своего народа. Исходя из того, что дети проживают в Чувашской Республике, где согласно закону Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» государственными признаны два языка : русский и чувашский, я считаю необходимым развивать интерес к чувашскому языку.
Для того чтобы улучшить качество изучения родного языка и помочь в запоминании новых слов, я решила применить в работе с дошкольниками ТРИЗ –технологии и перевести игры на чувашский язык. Использование картинок – символов способствует лучшему процессу запоминания и усвоения материала;
Внедрение ТРИЗ нужно начинать с проведения подготовительной работы по изучению Природного и Рукотворного мира, живой и неживой природы, а также, признаков объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, рельеф, материал, и т. д. Признаки объектов обозначены пиктограммами, которые вы можете придумать вместе с детьми или взять готовые из пособий по ТРИЗ, либо из интернета; в течение всей работы пиктограммы не должны меняться, изучать признаки необходимо поэтапно (признаков 17).
Переходя от теории к практике, для более полного представления о приёмах ТРИЗ предлагаю поиграть в игру «Раз, два, три – признак назови».
А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно несколько (6-8) добровольцев для проведения игры.
Я предлагаю отправиться в волшебный мир ТРИЗ. Увлекательно и интересно провести время.
Игра с пособием «Дождь признаков». На основе этого пособия можно придумать много разнообразных игр. Я сегодня предлагаю поиграть в игру «Раз, два, три – признак назови».
Игра «Раз, два, три – признак назови».
Цель: учить описывать объект, используя имена признаков, умение работать со схемой признака.
Материал: пособие «Облако», карточки-признаки со схематичным изображением имён, чудесный мешочек с различными объектами.
Ход игры:
Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает признак-карточку на пособии «Дождь признаков», по которому он будет описывать объект.
Например, ребёнок достаёт из мешочка апельсин, затем переворачивает признак-карточку на пособии (запах) и сам же отвечает на вопрос: «Апельсин, какой ты по запаху? Я ароматный. Затем следующий ребёнок переворачивает следующую карточку-признак и описывает апельсин по другому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны.
Спасибо всем, мы отлично поиграли. И на этом мое выступление подошло к концу благодарю за внимание! И всегда советую своим родителям: «Творчество должно быть во всем!»