Руденко Светлана Николаевна
Мастер-класс «Использование метода интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование метода интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с дошкольниками».
Данный опыт применим как в работе с детьми, так и с взрослыми.
Дошкольное образование
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с практическими способами применения в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс „Использование метода интеллектуальных карт Т, Бьюзена в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Требования к РППС в соответствии с ФГОС предполагают насыщение ППС алгоритмами, схемами, макетами. И одним из эффективных методов является использование интеллект карт, которые помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:
• активность;
• любознательность;
• овладение средствами общения;
• овладение способами взаимодействия.
Метод создания интеллект-карт обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты, которые разработал английский психолог Тони Бьюзен.
Таким образом, возникла идея использовать метод интеллектуальных карт в образовательном процессе нашей группы, сделать работу с картами целенаправленным процессом, расширить содержание познавательной деятельности дошкольников, а также привлечь родителей к совместному творчеству.
Цель: Развитие коммуникативных и творческих способностей детей в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
Расширять кругозор детей и целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира;
Учить создавать интеллект-карту по наблюдениям и познанию объектов и предметов окружающего мира;
Воспитывать умение договариваться при составлении интеллект-карты и обосновывать свою точку зрения.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться, относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей порождаются новые.
Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое – за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. В школе, нередко и в дошкольном образовании в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них могут возникать сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Создание карт ума позволяет активизировать свое правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Что такое интеллект-карта?
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
«Интеллект - карта» :
- Информативна: информация представлена в образе и в словесной форме.
- Полифункциональна: способствует развитию творчества, воображения.
- Вариативна: есть несколько вариантов использования каждой её части.
- Доступна по структуре и содержанию.
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- Имеет возможность дополнения и пересмотра.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Интеллект-карты могут составляться :
- воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятие темы или в ходе проектной деятельности, а так же при решение проблемных ситуаций;
- детьми самостоятельно в ходе итогового мероприятия как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе;
- детьми вместе с родителями. Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог с детьми в стенах детского сада, а в дальнейшем сформирует у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала.
Как использовать карты в дальнейшем?
Готовая интеллект-карта в дальнейшем может быть использована следующим образом :
1) Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач. ФОТО
2) Так же карту используем для закрепления имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.
3) Интеллект – карту можно использовать при составлении и защите детско - родительского проекта на определенную тему.
4) По желанию детей, интеллект - карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.
5) Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.
6) Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект - карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.
Преимущества ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ карт Интеллект карта :
• Учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
• Развивает память, мышление, воображение.
• Способствует обучению, запоминанию, концентрации внимания, мотивации.
• Позволяет получать, обобщать, проверять знания.
• Их легко научиться составлять.
• Можно запомнить быстро и качественно много информации.
• При составлении мыслительных карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга, следовательно, развивается мышление, память, воображение.
• Писать нужно мало, написать можно быстро, следовательно, процесс письма приносит удовольствие.
• В готовой интелектуальной карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
Для создания интеллектуальной карты соберите материал по теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет- сайты - пригодится всё. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т. д. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен, тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными. Например, тема: «Домашние животные». В центре можно поместить картинку с изображением дома.
От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль и имеет свой цвет. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой) рекомендуется их сделать потолще. Ветвь можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой, схемой, ассоциацией. Например, домашнее животное – собака. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Например, где живет, чем питается, как называют детеныша и т. д. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
При систематическом использовании интеллектуальных карт можно отметить возросшую детскую активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобретают определённые навыки по заполнению карт, планируют свою деятельность, совершенствуют коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают карты современным и эффективным методом на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления интеллектуальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.
Рекомендуем педагогам и родителям применять метод интеллектуальных карт Т. Бьюзена, который позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей и содействует реализации целевых ориентиров.