Ирина Якушева
Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»
Ход мастер – класса :
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Информационно-коммуникационные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось поделиться своими находками, новинками, наработками, достижениями.
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
Публикация «Мастер-класс „Использование ИКТ в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2023 года;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметно-пространственной среды.
Основные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
• реализации принципа совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий;
• реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения);
• увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности);
• повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды);
• раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Основные задачи применения ИКТ в логопедии:
• повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
• формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
• адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
• положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД согласно ФГОС ДО.
Таким образом, использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования. И наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.
Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют своему содержанию принципу научности. Поэтому стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
3. Принцип доступности. Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
4. Принцип систематичности и последовательностиобучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.
8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.
9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.
Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.
Джон Дьюи говорил: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». И это действительно, так.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий компьютер становится инструментом, который даёт нам возможность сделать воспитание и обучение в детском саду более интересным и простым, а полученные детьми знания более прочными:
В своей работе я использую компьютер, как средство:
Создания электронной библиотеки;
-Копилки дидактических игр, картинок, иллюстраций, видеоматериала;
Для развития связной речи я использую созданные мною Презентации в формате Power Point.
Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в различных играх:
-Настроение есть? (Есть)
Улыбки всегда (Да)
Тогда начинать нам пора.
Проводятся интерактивные игры и для сравнения аналоги в настольном варианте:
-Мы разделимся на две группы, первая группа выполняет задания с использованием ИКТ, а вторая в печатном варианте.
«Собери картинку»
-Дети с тяжёлыми нарушениями речи, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР, испытывают трудности зрительно-пространственного восприятия, недостаточно усваивают пространственные ориентировки. Зрительное восприятие является одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста и определяет успешность овладения ими в дальнейшем школьными умениями и навыками. При ОНР нарушаются такие свойства восприятия, как предметность, структурность, целостность восприятия. Ребята затрудняются в создании целостного образа предмета по отдельным его частям, при этом недостаточно точно представляя сам образ предмета.
Игры с разрезными картинками, контурами, серией сюжетных картин способствуют развитию восприятия: ребёнок учится целенаправленно рассматривать изображение, соотнося при этом отдельные его части, цвет и форму. Формируются такие логические операции, как анализ и синтез.
-Вам необходимо собрать картинку из отдельных элементов.
«Урожай»
-Нужно рассортировать фрукты и овощи по разным корзинам.
«Найди предмет по контуру»
Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.
- Определите по очертанию, что это за предмет, сопоставьте картинку с тенью.
«Узнай по звуку» (транспорт)
-Упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки. Мы проверим, какие у Вас внимательные ушки.
-По звуковому сигналу определите вид транспорта, назовите его.
«Найди отличия»
-Это упражнений на развитие внимания, логики иречи
-Сравните картинки и найдите отличия между ними.
«Четвертый лишний»
- Отличная игра на развитие внимания и речи.
-Определите, какой предмет лишний, объясните свой выбор.
«Звуковой анализ слова»
-Для того чтобы занятия по обучению грамоте не были скучными и монотонными, я стараюсь их разнообразить. вношу не только игровой момент в занятие, но и активизирую мыслительную деятельность. Это символы, характеризующие звуки: гласный – согласный, по мягкости – твердости, звонкости – глухости, положения звука в слове. Какой звук характеризует эти символы?
-Определите наличие заданного звука в слове, его положение в данном слове.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентации, игр, интерактивных упражнений и т. д. позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а, значит, существенно сократить время преодоления речевых нарушений.
И в заключении:Так как, с одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
Прежде всего, я хочу сказать, что не злоупотребляю использованием непосредственной работы детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Работа будет эффективна лишь в том случае, если ИКТ станут составной частью хорошо продуманной, заранее спланированной системы по развитию дошкольников. Только дополняя друг друга, педагог и техника смогут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.
Спасибо за участие в мастер – классе!