Наталья Мухорина
Проект «Кружевная сказка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лесная сказка»
Проект
Подготовительная к школе группа
«Кружевная сказка»
Авторы:
Мухорина Наталья Владимировна воспитатель
С. Верховажье 2024
Проект «Кружевная сказка»
Вид проекта: познавательно – творческий, игровой.
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: с 20.01 по 24.01 2025
Актуальность.
Ах, как кружится голова,
От восторга почти летаю,
ВОЛОГОДСКИЕ КРУЖЕВА,
Всем о них рассказать мечтаю!
Каждый уголок нашей необъятной Родины уникален не только своими природными богатствами и красотой, но и своеобразной культурой. История и культура нашей страны немыслимы без народных традиций и народных промыслов. Именно в народных художественных промыслах во многом проявляется культура народов России: они являются частью культурного наследия России. Вологодская область - красивый древний край с богатым прошлым, который славится своей неповторимой природой и уникальными памятниками истории и культуры. Вологодские народные промыслы впитали в себя всю красоту нашего края. Вологодчина богата разнообразием сохранившихся до наших дней народных промыслов, она вобрала в себя самые прекрасные и древние ремесла, такие как мороз по жести, финифть, филигрань, резьба по бересте, резьба и роспись по дереву, чернение по серебру, ткачество, вышивка, гончарное дело и, конечно же, вологодское кружево, которое получило мировую славу. Вологда - это кружевная столица России! Мы гордимся тем, что это удивительной красоты ремесло развито в нашем крае Вологодская земля славится и многими выдающимися людьми. И нас заинтересовал вопрос: нашла ли отражение тема народного мастерства – кружевоплетение (как часть культурного наследия России) в произведениях выдающихся деятелей литературы и музыки Вологодчины. Этот вопрос и лег в основу нашего проекта.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о народном художественном промысле Вологодской области – кружевоплетении в процессе реализации проекта «Кружевная сказка».
Задачи для педагогов:
*подготовить и провести беседы и ООД по теме: «Вологодское кружево»; *познакомить детей с правилами и ходом народных игр, вызвать желание использовать их в свободной игровой деятельности;
*учить детей рисовать отдельные элементы вологодского кружева;
*подготовить презентации и видеофильмы по теме;
*познакомить детей с легендами, сказками, загадками, историей вологодского кружева, расширять словарный запас детей по данной теме;
*знакомить детей с танцевальным и песенным творчеством русского народа о вологодском кружеве;
*Памятка для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Задачи для детей:
• Формировать представление детей о народном художественным промысле Вологодской области - кружевоплетении;
• формировать умение детей видеть неповторимую красоту окружающего мира в кружевных изделиях;
• сформировать представление детей о профессии - кружевница, об основных принадлежностях, необходимых для кружевоплетения;
• совершенствовать диалогическую речь через освоение умения вступать в речевое общение с окружающими (отвечать на вопросы воспитателя распространенным предложением, задавать вопросы, рассуждать);
• способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, общей моторики и мелкой моторики рук, координации речи и движений;
• способствовать формированию способности к речевому творчеству через составление сказок, про кружево;
• обогащать и расширять словарь детей словами (кружево, кружевница, кружевоплетение, коклюшка, подушка – валик, станок, сколок, развивать умение использовать эти слова в своей речи;
• развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации);
• воспитывать чувство гордости за свой родной край, который славится старинным промыслом - кружевоплетением.
Для родителей:
• Привлекать родителей к проблеме развития познавательной сферы детей;
• Пополнение развивающей среды по теме проекта (кружевные изделия вологодских мастериц, фотографии кружевных узоров).
• Стимулировать творческую активность родителей через работу с детьми по развитию мелкой моторики рук в альбоме «Вологодское кружево»
• Развивать педагогическую грамотность и формировать партнерские отношения родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Ресурсы проекта:
- информационные: - научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
материально-технические: художественные средства для оформления и наполнения развивающей среды группы;
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.
Формы работы:
С детьми:
беседы
ООД
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
дидактические и народные игры по проекту;
чтение сказок,заучивание стихов,
видео просмотры.
С родителями:
памятка «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
беседы по теме проекта
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
•повышение уровня компетентности в вопросах реализации современных педагогических технологий
•творческое использование вологодских кружев в разных видах детской деятельности;
•обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
Для воспитанников:
•повышение качества усвоения знаний: углубление представлений о народном промысле вологодском кружеве, об основных элементах плетения кружева, об областях применения кружев в современное время.
•появление интереса к народному творчеству - вологодским кружевам, знакомство с песнями, играми, танцами; побуждение эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;
•получение первичных представлений и знаний о Вологодских кружевах;
Для родителей:
•просвещение в области народных промыслов Вологодчины;
•желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в дошкольном образовательном учреждении;
•мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
•повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество;
•вовлечение в образовательную деятельность.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап с 20.01 по 24.012025г
• Изучение методической литературы
Формирование цели, задач, ожидаемых результатов.
Формирование дидактического материала: подборка иллюстраций, художественной литературы, материала для родительского уголка, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
• Пополнение развивающей среды
• Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах
Планируемый продукт:
Альбом «Вологодское кружево»
Методическое пособие
Выставка продуктов детского творчества.
Картотека сказок и стихов.
2. Основной этап. Реализация проекта.
День недели Тема Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии
Понедельник
20 января ООД «История создания Вологодского кружева»
ООД лепка «Снежинки»
Пальчиковая игра «Муха и паучок»
Д. Ермакова «Теплая снежинка (сказ о том, как вологодское кружево появилось,
Подвижные игры:
«Коклюшка и кружевница»
Русская народная игра «Кружева»
Воспитатели, дети.
Вторник
10 декабря ООД по развитию речи.
Чтение сказки «Вологодские кружева». М, Жемерева.
Пальчиковая гимнастика
Физкультминутка «Кружева мы выплетали и немножечко устали…»
Аппликация «Ажурные ангелы»
Воспитатели, дети.
Среда
11 декабря Онлайн- экскурсия в музей Вологодского кружева.
Пальчиковая гимнастика
Физкультминутка «Кружева мы выплетали и немножечко устали…»
Рисование «Вологодские кружева».
Чтение Е. Триновой «Семь Катерин»,
Воспитатели, дети.
Четверг
12 декабря Чтение сказки Е. Труновой «Такие разные снежинки»
Воспитатели, педагог из ДДТ, дети.
Пятница
13 декабря Музей в гостях у детей!
Мультфильм «Петрушка и вологодское кружево» Воспитатели, дети.
3. Заключительный этап. Итоговый
Выставка детских работ «Кружевная сказка»
Оформлены альбомы «Вологодское кружево»
Наглядно-методическое пособие для развития мелкой моторики рук.
Обобщение опыта работы по проекту
Вывод:
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты.
У детей сформировалось представление о Вологодском кружеве, как одном из самых известных и красивых художественных промыслов нашей страны. Дети получили представление о профессии – кружевница, узнали, какие материалы и инструменты необходимы для плетения кружева. Дети видят красоту окружающего мира в кружевных изделиях, при рассматривании называют, что вдохновило кружевницу на плетение того или иного узора. Пополнился словарный запас детей по теме, расширились коммуникативные и творческие способности. В ходе проекта у детей расширились знания о родном крае, появилось чувство гордости за свой родной край, который славится старинным промыслом - кружевоплетением
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей, желание участвовать в жизни группы.
Список литературы
Баранов С. Ю., Скупинов Е. А. Сказания о земле Вологодской. -Вологда: ООО «Учебная литература», 2007.-192с. 2. Лыкова И. А. Волшебное кружево. -М., Издательский дом «Карапуз». 3. Лыкова И. А. Вологодское кружево. -М., Издательский дом «Карапуз». 4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. Методическое пособие для воспитателей. 2-е издание. М. : Просвещение, 2006 5. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М. : «Белый город», 2002.
Интернет - ресурсы: 1.http://www.cultinfo.ru/arts/paints/veselova/id.htm – В. Д. Веселова. Кружевница 2.http://portal-vologda.ru/id/p20.html - В. Н. Ельфина-Пантелеева 3.http://samovarovo.ru/glavnaya/narodnye-promysly-rossii/116-vologodskoe-kruzhevo.html - Журнал «Коклюшка»