Елена Коновалова
Мастер-класс. Использование игровых технологий (пальчиковые игры — музыкальные и речевые)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс.
Тема: Использование игровых технологий (пальчиковые игры – музыкальные и речевые) в системе музыкального развития дошкольников.
Цель : Дать представление об эффективности использования пальчиковых игр на музыкальных занятиях.
Задачи: Ознакомить педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности.
Публикация «Мастер-класс, Использование игровых технологий (пальчиковые игры — музыкальные и речевые)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Поделиться с педагогами своими наработками по этой теме.
Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Ход работы.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
На музыкальных занятиях педагоги сталкиваются с проблемой – невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т. д., но можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через «волшебный мост» игры.
Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Вопросы педагогам:
Для чего мы делали это упражнение?
Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься.
Теоретическая часть
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
«Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг». Кант
Еще в древние времена люди знали о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием многих качеств личности.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют важную роль в общем развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений главный ориентир направлен на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка, и пальчиковые игры – это и есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.
Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.
В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
Ясли. «Разминка». (музыкальная)
«Пианино» (Бавушки –забавушки)
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.
«Домик» (ноты)
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.
Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно гоняющий на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.
Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.
А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».
Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.
Игры, помогающие в освоении ритма
«Барабанщики»
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано. Твои пальчики-барабанщики! Там-там-там! Тук-тук-тук! Раздается звонкий стук.
Игры, помогающие в работе над дыханием
«Заводные машинки»
Пальцы рук сцеплены в замок (не сцеплены только большие пальцы, превращаясь в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее (пока не кончится дыхание). Тренирует длительный плавный выдох.
Упражнения, помогающие в развитии дикции
«Пчёлы»
Вот улей, (показываем кулачек) Здесь живут пчелы. Вот они показались из домика (поочередно отгибаем пальчики) Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з-з….
Упражнения на развитие вокальных навыков
«Самолет»
Указательный, средний и безымянный пальцы плотно сжаты, большой и мизинец отставлены в стороны – это крылья. Самолёт взлетает ввысь к облакам, затем резко падает вниз. Вместе с ним «летит» голос ребенка на звук «у».
Упражнения, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук.
«Шли по лесу два ежа»
Игра развивает мышечную активность.
Конечно, можно выполнять пальчиковую игру, напевая песенку, проигрывая её на фортепиано, металлофоне.
Детям очень нравятся пальчиковые игры Железновых
«Автобус» Железновы
Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр:
1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
2. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
3. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может стразу отбить интерес к игре.
4. Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
5. Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.