Резида Камаева
Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия художественной литературы
детьми младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей.
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно. Роль её велика и в развитии речи дошкольников. Художественные произведения открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение детей, обогащает их эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Восприятие художественной литературы положительно влияет на психическое развитие детей раннего возраста :
а) происходит активизация словаря;
б) сказки, потешки способствуют развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия;
в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.
Процессу восприятия способствует :
а) становление основных психических функций в данном возрасте;
б) развитие игровой деятельности;
в) процесс усвоения архетипических символов на бессознательном уровне.
Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное с фактами жизни.
Для детей младшего дошклольного возраста близка сказка по мироощущению, ведь у детей данного возраста эмоционально-чувственное восприятие мира. Им еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Ходожественные произведения позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Чтение художественной литературы это основа основ воспитания, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов. Художественная литература помогает активизировать все основные психические процессы ребенка.
Таким образом, сила психотерапевтического воздействия художественной литературы очевидна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П. Андреев. – М., 2013
2. Запорожец, А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М., 2012.
3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
4. Логинова, В. И. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика/В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М., 2012.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология /В. С. Мухина. – М., 2010.
6. Соколов, Ю. М. Русский фольклор /Ю. М. Соколов. – М., 2009
7. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008
8. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.
9. https://RU.WIKIPEDIA.ORG/