Папки-передвижки

Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности

Светлана Юртаева
Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует два направления работы коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

1. выявление детей, имеющих речевые нарушения;

2. коррекция речевых патологий;

3. профилактика возникновений речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

4. развитие творческой личности средствами художественной литературы;

(инновационное направление нашего учреждения)

Публикация «Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах

5. всестороннее воспитание и подготовка детей к школе.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы; с выражением читать стихи; правильно используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно богатый речевой запас.

У детей с ОНР есть отклонения от возрастных норм развития речи; они не могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги; они обладают бедным словарным запасом. Им иногда бывает, не понятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало.

Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге.

В нашей группе все лексико-грамматические темы занятий связаны с играми и художественной литературой.

Начиная с подготовительного этапа, знакомые всем русско-народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др., различные детские потешки, стихи, помогают вызвать интерес к логопедическим занятиям, развивают слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

А обучение детей комплексом артикуляционной и пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением происходит более эмоционально и эффективно.

Используя произведения детской художественной литературы или их фрагменты на логопедических занятиях, мы осуществляем следующие цели:

развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи;

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного произношения, совершенствование артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры;

Обучение грамоте;

развитие творческого воображения.

Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания можно использовать следующие виды работ:

знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;

посещение детской библиотеки;

сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;

пересказ от лица литературного героя;

рассказы из личного опыта;

пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам;

словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов);

составление сказок по аналогии;

придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

сочинение по заданному началу и названию;

обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

совместный выпуск книжек-малышек.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других сотрудников. Логопед и другие специалиста предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями при этом:

учитывается структура нарушения;

осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закрепляются знания, умения и навыки на всех занятиях;

всесторонне развивается личность дошкольника.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями. Работая логопедом почти двадцать лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу и ускоряет успехи ребенка. Следует указывать родителям как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, и необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

Мы используем следующие формы работы с родителями:

анкетирование;

родительские собрания;

консультации;

стенды для родителей, в которых указывается список художественной литературы по лексическим темам;

посещение открытых занятий;

проведение семейных праздников.

С прошлого учебного года мы проводим литературные гостиные в подготовке и проведении которых участвуют вместе с педагогами родители. Родителям рекомендуется список литературы и биография избранного автора, а также предлагается совместно с детьми нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, выучить стихотворение. У нас проходили литературные гостиные, посвященные творчеству К. И. Чуковского и А. С. Пушкина.

Все вышеперечисленные формы работы положительно влияют на эффективность коррекционно-воспитательного процесса.

В заключении хочется сказать, что работа с детьми всегда интересна, конечно, есть трудности, но радости дети доставляют больше чем огорчений и к концу обучения так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжелым сердцем. Но сознание того, что дети пришли к вам с многочисленными речевыми (и не только) дефектами, а ушли с чистой речью, что знания, умения и навыки, полученные у вас, помогут в обучении в школе и вообще в жизни, - наполняет сердце логопеда гордостью за свою профессию.

Публикации по теме:

Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 18:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юртаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД