Сидорова Яна Николаевна
Мастер-класс по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей»
Мастер- класс
Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования В. В. Воскобовича.
Пособие «Коврограф Ларчик»
Выполнила воспитатель:
Публикация «Мастер-класс по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сидорова Я. Н.
Шарыпово, март 2020 г
Игровые пособия Воскобовича делятся на три группы: универсальные, математические и игры с буквами, слогами, словами. Коврограф Ларчик относится к универсальным пособиям.
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки,.
Пособие является двух лет и универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от школьного возраста.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости. Можно давать такие виды заданий: 1. Счет клеток в первом ряду или до точки.
Разноцветные веревочки.
Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.
1. Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.
2. Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
3. Веревочки разделяются на части, при этом мерой длины служит клетка коврографа. Первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток…
4. Длинные и короткие - разложи карандаши по коробочкам.
5. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
6. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).
7. Отношения по величине. ( На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб)
8. Развитие фантазии и творческих способностей. (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала)
9. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка (перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).
Разноцветные круги-липучки.
-«Бусы».
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
-«Разноцветные шары»
Лопушок принёс на Полянку много разноцветных шаров, но себе взял только три. Остальные рассыпались и собрались в живописные группы. Когда появилась Фифа, она увидела справа два шара, потом три, за ним ещё четыре. Слева лежал сначала один шар, а за ним – три. «Бери три шара и будем играть», - предложил Лопушок Фифе. «Слева или справа?» - уточнила Фифа.
Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят верёвочкой одинаковые группы.
Разноцветные квадраты и Радужные гномы.
Карточки семи цветов радуги.
-Долька собирает конфеты по мешочкам : красные конфеты в красный, синие –в синий.
-«Башмачки Фифы»
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала, перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.
Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
-«Тепло - холодно»
Лопушок и Гусеница Фифа очень любят игру «Тепло - холодно». Один из них показывает карточку и называет цвет, а другой говорит «Тепло» или «Холодно».
На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета - тёплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.
Вариант усложнения: назвать предметы тёплого или холодного цвета.
-«Муха полетела»
Используем цветные квадраты и кружок. Муху держим в голове. Простые движения по квадратам. (2 кл. вверх, 3-вправо, 1-вниз) Проделав правильные шаги попадаем на муху.
Сложные движения хлопки, прыжки, топать.
-«Поймай бабочку».
Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.
Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, синего. Поиск происходит путё м подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый). Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…
«Гномики-малыши»
Фифа предлагает поиграть детям, тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика. (Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли,крепится картинка гнома –теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет)
-«Кто спрятался»
На поляне появились гномы Кохле, Охле, Желе,Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки, по считалке, дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался?
Карточки могут меняться местами.
-«Какой по порядку?»
На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.
Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым?
Пространственные карточки :ЛЕВ, ПАВЛИН,ПОНИ, ЛАНЬ.
«Лев, лань, павлин и пони»
Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду). Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Или создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки «Разноцветные кружки»
Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку…На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка (у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).
Образные элементы.
Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»
«Цифроцирк»
• Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.
-Дорогие дети! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.
Ёжик Единичка – наездник
Зайка – Двойка – укротитель диких зверей
Мышка – Тройка – воздушная гимнастка
Крыска – Четвёрка – силачка
Пёс Пятёрка – жонглёр
Кот Шестёрка – акробат
Крокодил Семёрка – канатоходец
Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей
Лиса Девятка – фокусница.
А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.
Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речь.
-«Найди героев Цифроцирка».
Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.
-«На что похож каждый герой?»
Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль, ёжик (на единицу) и т. д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.
Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр.
В набор входят так же и другие наглядности, которые позволяют применять эти игры в других непосредственно образовательных областях.
«Буквоцирк».
Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.
-В цирке снова представление всем на удивление, на этот раз с шутами – акробатами, весёлыми буквятами. Дети, на этот раз мы с вами попали в Буквоцирк. Здесь выступают шуты – акробаты: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин. Жители волшебного Фиолетового леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми из них.
«Парад – алле».
-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин – «У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.
-«Песенка друзей»
Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.
Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.
-«Любимые буквы»
У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?
Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?
Круговерт и стрелочка.
Используется для начертания кругов.
Вспомогательные элементы: касса, кармашки,зажимы, знаки отрицания.
В основе методики Воскобовича лежит принцип : интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Пособие «Коврограф Ларчик» Соответствует требованиям ФГОС.
Его можно использовать в разных образовательных областях. Является транспортируемым, содержательным, доступным.