Папки-передвижки

Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира в инклюзивном классе»

Хакимова
Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира в инклюзивном классе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель моего мастер - класса : поделиться опытом использования технологии смыслового чтения на уроках.

Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии смыслового чтения, а также выполнение заданий, используя различные методы и приёмы стратегии смыслового чтения.

Оборудование: буклеты, технологическая карта у каждого педагога.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом кабинете. Я надеюсь на вашу доброжелательность и помощь.

Публикация «Мастер-класс „Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира в инклюзивном классе“» размещена в разделах

Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов : каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно, если в классе есть дети ЗПР. У вас лежат буклетики, где описаны этапы работы с текстом и будут вам небольшой подсказкой в сегодняшней работе.

Ну, а начну свою работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса и весь зал хлопнуть в ладоши, если вы согласны со мной. Прием «Верю- не верю»

- Верите ли вы, что можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

Практическая часть мастер-класса

Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель. Перед вами технологическая карта, маршрутный лист. Запишите свою фамилию, имя, отчество на этом листе. Это все останется у вас. Вы видите смайлики- обозначьте галочкой свое настроение. Этих смайликов много в маршрутном листе. Это будет самооценкой вашей работы. Найдите задание 2. Прочитайте слова и выделите в них корень. Родина, родной, родился, род, народ, родители.

-Что можете сказать о словах? Какие они?

_ Подумайте и скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О Родине.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о малой Родине. Как называется край, в котором мы живем?

Самарская область.

- Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать!

3. Перед вами суждения, прочитайте суждения и напротив каждого поставьте «+» или «?» Прием «Ориентиры предвосхищения».

- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» - согласен, «?» - не уверен, что так.

СУЖДЕНИЯ

До чтения текста Суждения После чтения текста

По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария;

Самая высокая точка Жигулевских гор- гора Стрельная;

Река Сок- одна из крупных рек Самарской области;

Куйбышевское водохранилище по площади занимает первое место в мире.

Самарской области уже более 200 лет.

Было время, когда Самарская область называлась Средневолжская.

Большая часть Жигулевских гор проходит по территории национального парка «Самарская Лука»;

Когда прочитаем текст, мы поймем правильны ли были наши суждения.

4. Прием «Чтение с пометками». А сейчас читаем текст. Только в тексте делаем пометки. После каждого предложения, если это вы знали ставим плюс, если это для вас новое, ставим минус.

-А сейчас расскажите, пожалуйста какая информация для вас стала новой?

5 задание: выписать из текста географические названия, которые упоминаются в тексте, т. е. имена собственные. Кто больше найдет?- конкурс.

Оцените свою работу на этом этапе смайликом.

Прием «Поиск нужной информации»

6 задание. Запишите, пожалуйста, пользуясь текстом, что такое национальные парки.

7 задание. – Сколько лет исполнилось в этом году Самарской области?

8 задание. –Перечитайте в тексте информацию и ответьте на вопрос: На сколько метров выше самая высокая точка Жигулей от Молодецкого кургана(150м)

Оформите это как задачу. Напишите решение и ответ. Ответ будет начинаться со слов (на)

Оцените свою работу.

Прием «тонкие- толстые» вопросы.

9 задание-сложное. Это задание предполагает работу в паре. Прежде чем начнете работать, запишите по одному тонкому и по одному толстому вопросу.

- А теперь задайте друг другу эти вопросы. Постарайтесь ответить на них.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

10 задание:Голубое озеро давно облюбовали дайверы. Аномальная форма его чаши, мистический вид из глубины в семиэтажное здание. Вcё это привлекает аквалангиcтов из многих стран. Карстовую воронку они используют для экстремального погружения до 35 метров. Будет ли видно аквалангиста, если он погрузится на глубину 15 метров. – Докажите ответ словами из текста. Напишите ответ.

Прием «Продолжи фразу»

-Оцените себя по всему уроку :

-Я узнал, мне удалось, мне было трудно, могу себя похвалить

Подводя итоги мастер- класса хотелось бы, чтоб продолжили фразу:

-понятия, которые я узнала на мастер- классе…

Итог. Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Публикации по теме:

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями устного народного.

Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии — необходимое условие развития метапредметных результатов Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является формирование.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники» Тема: Такие разные праздники Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира в инклюзивном классе»
Опубликовано: 12 мая 2019 в 14:58
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира в инклюзивном классе»» (включая файлы) размещена пользователем Хакимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД