МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ» Игра «Да — нет»

Балясова Екатерина
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ» Игра «Да — нет»
▼ Скачать

Мастер-класс

Формирование у дошкольников

пространственного ориентирования

на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».

1. Тема: Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».

Цель: знакомство педагогов с технологией ТРИЗ.

Публикация «Мастер-класс „Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ“ Игра „Да — нет“» размещена в разделах

Задачи:

-Показать виды и способы игры «Да-нет»;

-Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.

2. Оснащение: мультимедийный проектор для презентации, демонстрационный материал (игры Да-нетки на плоскости, линейная горизонтальная и вертикальная).

3. План.

1 – Краткая информация о ТРИЗ

2 – Суть игра «Да-Нет»

3 – почему игра «Да-Нет»?

4 – Виды игр «Да-Нет»

5 - Игра «Да – нет» с использование линейного пространства

6 - Игра «Да – нет» на плоскости

7 - Игра «Да – нет» в объемном пространстве

8 - «С чего начать?»

9 - Примерный образец

10 - Задание для педагогов

11 - Ожидаемый результат

12 – Рефлексия

4. Введение

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.

Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.

5. Основная часть.

Тема: Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».

Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ недавно, предварительно в сентябре я посетила семинар Т. А. Сидорчук, к. п. н. в г. Энгельс.

Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).

Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Например, мы очень любим и часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», о которой я хотела бы сегодня рассказать.

Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.

Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет»развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.

Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т. к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:

1. Игра «Да – нет» с использование линейного пространства :

В играх «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т. д. Вводятся понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число).

Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с объектами. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида :

-игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел,

-игры «Да – Нет» с использованием предметов, живых объектов.

2. Игра «Да – нет» на плоскости:

Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.

3. Игра «Да – нет» в объемном пространстве :

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.

А сейчас, еще раз вспомним основные этапы игры с чего она начинается.

•1 этап – освоение детьми главного правила игры (найти середину и убрать половину);

•2 этап – научиться правильно задавать вопрос.

И хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент примерного образца игры «Да-нет».

А теперь, уважаемые педагоги, давайте попробуем сами сыграть в эту игру.

6. Анализ проведенного мероприятия.

Я думаю, что нами были достигнуты все цели мастер-класса и решены запланированные задачи. Спасибо за внимание.

7. Литература.

1. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков – 2009г.

2. Кудряшова Е. Ю., Масленникова Л. И., Орлова И. Ю. «Путешествие в страну имен признаков» : Пособие по формированию представлений о признаках объектов у детей 4 – 6 лет/ под ред. Т. А. Сидорчук, - Ульяновск, «Вектор – С». 2010 г.

3. Сидорчук Т. А. Несколько мыслей о ОТСМ – ТРИЗ в российской педагогике. /В сб. «ТРИЗ в системе дошкольного образования». – Вологда: ВИРО, 2004.

4. Сидорчук Т. А. Программа по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ» : материалы научно – практической конференции (Петрозаводск – 18 – 20 июля 2003 г) – Петрозаводск, 2003.

5. Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Использование объектов природы в развитии пространственного ориентирования детей с нарушениями зрения» Для детей с нарушениями зрения, у которых нарушен прием и переработка зрительной информации, важными условиями являются условия проведения.

Консультация для педагогов «Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения» Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения и речи. Одним из основных условий, обеспечивающих.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников.

Мастер — класс «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель – повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях.

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте» Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ» Мастер-класс на тему:«Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».Цель: повышение профессионального.

Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ» Мастер – класс Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ. Актуальность: Одним.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Мастер-класс. «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников». Автор :Захарченко И. А. Музыкальный руководитель.

Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии» Добрый день, коллеги. Я приглашаю вас в педагогическую мастерскую. Тема сегодняшнего занятия: «Речевое развитие дошкольников с использованием.

Формирование целостной картины мира у детей второй младшей группы с применением технологии ТРИЗ Совместная образовательная деятельность с детьми 3-4 лет в части формируемой участниками образовательных отношений. Тема: «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ» Игра «Да — нет»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 21:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ» Игра «Да — нет»» (включая файлы) размещена пользователем Балясова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД