Балясова Екатерина
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ» Игра «Да — нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Формирование у дошкольников
пространственного ориентирования
на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».
1. Тема: Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».
Цель: знакомство педагогов с технологией ТРИЗ.
Публикация «Мастер-класс „Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ“ Игра „Да — нет“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Задачи:
-Показать виды и способы игры «Да-нет»;
-Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.
2. Оснащение: мультимедийный проектор для презентации, демонстрационный материал (игры Да-нетки на плоскости, линейная горизонтальная и вертикальная).
3. План.
1 – Краткая информация о ТРИЗ
2 – Суть игра «Да-Нет»
3 – почему игра «Да-Нет»?
4 – Виды игр «Да-Нет»
5 - Игра «Да – нет» с использование линейного пространства
6 - Игра «Да – нет» на плоскости
7 - Игра «Да – нет» в объемном пространстве
8 - «С чего начать?»
9 - Примерный образец
10 - Задание для педагогов
11 - Ожидаемый результат
12 – Рефлексия
4. Введение
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.
5. Основная часть.
Тема: Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ игра «Да – нет».
Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ недавно, предварительно в сентябре я посетила семинар Т. А. Сидорчук, к. п. н. в г. Энгельс.
Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Например, мы очень любим и часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», о которой я хотела бы сегодня рассказать.
Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».
Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет»развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.
Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т. к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».
В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:
1. Игра «Да – нет» с использование линейного пространства :
В играх «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т. д. Вводятся понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число).
Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с объектами. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида :
-игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел,
-игры «Да – Нет» с использованием предметов, живых объектов.
2. Игра «Да – нет» на плоскости:
Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.
Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.
3. Игра «Да – нет» в объемном пространстве :
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.
В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.
А сейчас, еще раз вспомним основные этапы игры с чего она начинается.
•1 этап – освоение детьми главного правила игры (найти середину и убрать половину);
•2 этап – научиться правильно задавать вопрос.
И хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент примерного образца игры «Да-нет».
А теперь, уважаемые педагоги, давайте попробуем сами сыграть в эту игру.
6. Анализ проведенного мероприятия.
Я думаю, что нами были достигнуты все цели мастер-класса и решены запланированные задачи. Спасибо за внимание.
7. Литература.
1. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков – 2009г.
2. Кудряшова Е. Ю., Масленникова Л. И., Орлова И. Ю. «Путешествие в страну имен признаков» : Пособие по формированию представлений о признаках объектов у детей 4 – 6 лет/ под ред. Т. А. Сидорчук, - Ульяновск, «Вектор – С». 2010 г.
3. Сидорчук Т. А. Несколько мыслей о ОТСМ – ТРИЗ в российской педагогике. /В сб. «ТРИЗ в системе дошкольного образования». – Вологда: ВИРО, 2004.
4. Сидорчук Т. А. Программа по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ» : материалы научно – практической конференции (Петрозаводск – 18 – 20 июля 2003 г) – Петрозаводск, 2003.
5. Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997