Ольга Кандалова
Презентация «Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии «Акварелька».
(СЛАЙД 1)
Актуальность понятия «метапредмет» на сегодняшний день приобретает особую популярность.
(СЛАЙД 2)
Метапредметные умения - это общеучебные умения, ключевые компетентности, универсальные учебные действия (УУД). Именно метапредметные умения лежат в основе метапредметных результатов освоения программы, иначе говоря, метапредметных результатов обучения.
(СЛАЙД 3)
Публикация «Презентация „Формирование метапредметных умений на занятиях в изостудии“» размещена в разделах
Итак, какие же метапредметные умения, а соответственно и метапредметные результаты мы стремимся формировать на занятиях в изостудии, вы видите на слайде. Как же решается эта задача? Приведу несколько примеров.
Например, занятие на тему «В мастерской художника Гжели».
(СЛАЙД 4)
Занятие строится по определенному плану, где каждый пункт направлен на формирование метапредметных умений.
(СЛАЙД 5)
Перед детьми стоит упрощенный вариант (схема)
(СЛАЙД 6)
Итак, нужно расписать посуду гжельской росписью. Цель ясна. Могут ли дети сразу выполнить это задание? Нет. Они испытывают затруднение. В чём причина? Для начала им нужно узнать о данном виде русской народной росписи, об истории промысла. Познакомиться с произведениями мастеров.
(СЛАЙД 6, по щелчку)
Выяснить в чём сходство и отличие Гжели от других видов росписи? Т. е. выстроить план выхода из затруднения и приступить к его реализации. Детям необходимо собрать нужную информацию через педагога, интернет ресурсы и т. д. Отбирая информацию, дети анализируют, систематизируют, применяют на практике полученный материал сначала с помощью педагога, а затем стараются самостоятельно использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач, выполнение творческих проектов и т. д.
Итак, собрав информацию, рассмотрев произведения мастеров, дети планируют свою работу.
(СЛАЙД 7)
Они понимают, что для того, чтобы выполнить роспись, необходимо поупражняться в элементах росписи (рисовать «мазок с тенями»; «капельки» и превращать «капельки» в цветочки и веточки).
(СЛАЙД 8)
Последовательность рисования сначала я показываю детям на листе с комментарием, затем они повторяют (тренируются самостоятельно). Сличают свою работу с заданным эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от него, вносят коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным результатом с учетом моей оценки и оценки детей.
(СЛАЙД 9)
Далее дети учатся применять полученные знания и умения на практике. Выбирают одну из традиционных композиций гжельской росписи для своей творческой работы и выполняют её поэтапно. В итоге – выставка творческих работ, где ребята видят результаты своего труда.
В процессе занятия у ребят формировались метапредметные регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор и использование информации о росписи Гжель, об истории народного промысла; личностные УУД: умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту вещей, предметов, которые окружают человека в повседневной жизни; испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; коммуникативные УУД: умение вести диалог, с уважением и интересом относиться к работам ребят.
В развитие коммуникативных универсальных действий большая роль принадлежит коллективному творчеству. Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение.
К примеру, мы делали с дошкольниками коллективную работу «Удивительный мир саванны»
(СЛАЙД 10)
Была поставлена общая задача (выполнить коллективную работу).
(СЛАЙД 11)
Ребята получили новую информацию из моего рассказа (узнали, что такое саванна, познакомились с растительным и животным миром саванны, а также в ходе беседы обменялись своими знаниями по данной теме. Далее совместно обсудили план работы. Затруднение вызвало изображение животных.
(СЛАЙД 12)
Мною был предложен нетрадиционный способ «рисование ладошкой». В ходе совместных рассуждений, ребята выяснили, как ладошку можно превратить в животное (т. е. если перевернуть ладошку, то 4 пальца – это лапы, а большой – шея, дорисовываем голову, хвост и образ животного готов). Кстати, обучение выполнять рисунки нестандартным путем, развивают и познавательные УУД, т. к. дети овладевают умением творческого видения с позиции художника: умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
(СЛАЙД 13)
После совместного распределения работы между участниками, начался творческий процесс (работа закипела). Ребята самостоятельно закрашивали фон, рисовали и вырезали деревья и животных, вместе составляли сюжет (раскладывали на картине) и приклеивали.
(СЛАЙД 13, по щелчку)
В итоге получилась вот такая коллективная работа. Мы её обсудили, вспомнили первоначальный замысел и пришли к выводу, что нам удалось его реализовать.
Совместное оценивание творческой деятельности учит детей согласованно работать в группе, договариваться, ставить, и решать общие задачи, понимать и помогать друг другу, оценивать вклад каждого в общую работу, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Итак, в ходе коллективной работы формировались следующие метапредметные регулятивные УУД: коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и «добытую» информацию; коммуникативные УУД: умение вести диалог с педагогом и ребятами.
(СЛАЙД 14)
Итак, из выше изложенного понятно, что каждое занятие в изостудии направлено на развитие метапредметных умений и навыков. Спасибо за внимание!