Елена Овсянникова
Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми раннего возраста по сенсорному развитию.
Задачи:
- Показать важность работы по сенсорному развитию у детей раннего дошкольного возраста;
- Продемонстрировать изготовление дидактической игры.
Состав участников: воспитатели.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Оборудование: технические средства, мешочек, дидактическая игра «Большая стирка», дидактическая игра «Матрешки»; дидактическая игра «Ведерки и коромысла», дидактическая игра «Составь цепочку»; закрытые непрозрачные баночки с наполнителями (чеснок, апельсин, кофе).
Ход мастер класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Вас приветствует детский сад № 25 города Ельца. Я, воспитатель Овсянникова Елена Николаевна, приглашая Вас на свой мастер-класс по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
В процессе своей работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимания на развитие сенсорного восприятия малышей. Мною были разработаны и изготовлены ряд дидактических игр. В ходе этого мастер-класса, хочу продемонстрировать, как в игровой форме легко и непринужденно можно решить задачи сенсорного развития детей.
- Каждый из нас был маленьким, и, наверное, помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, погладить, попробовать - т. е. изучить предмет со всех сторон, так как ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без сенсорной интеграции. Вы согласны со мной? (Да).
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые советую родителям играть дома.
Создание проблемной ситуации (выносится мешочек). У меня есть волшебный мешочек. Можем ли мы с вами узнать, что находится в этом мешочке?
(выслушиваются предложения).
- Вы попали в затруднительную ситуацию.
Я предлагаю Вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным предметом и познакомлю Вас с дидактическими играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов, и тогда Вы легко догадаетесь, что же находится в этом мешочке. А после каждой игры вы будете получать подсказки, которые приведут нас к ответу. А так как Вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, предлагаю Вам забыть на время о том, что вы взрослые - превращаемся в детей и немного поиграем. Готовы? (раздать бантики)
Первая игра, которую разработала и изготовила я сама и которую очень любят дети, называется «Ведерки и коромысла». Эта игра изготовлена из бросового материала: крышечки от детского питания и металлические проволочки разных цветов.
Перед Вами коромысла и ведерки разных цветов. Сейчас каждый возьмет себе коромысло какого-либо цвета и будет им поддевать ведерки такого же цвета. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все ведерки. (Все молодцы). Вот Вам первая подсказка (карточка оранжевого цвета).
Далее я предлагаю устроить «большую стирку». (игра на рамках). Эта игра состоит из обыкновенных фоторамок, к которым приклеены бамбуковые палочки; обыкновенных деревянных прищепок, покрашенных в основные цвета; образцов видов одежды на рамках; разных силуэтов одежды, вырезанных из пористой резины.
Суть игры заключается в том, чтобы силуэт одежды определенного цвета повесить в нужном ряду и прищепить прищепкой того же цвета. Давайте попробуем поиграть.
Молодцы. Вы справились с большой стиркой и за это получаете очередную подсказку. (оранжевый круг).
Цель данной игры - закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, панама, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвет;, логическое мышление (при принятии решения, на какую веревку повесить синее платье или жёлтую шапочку; мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую прищепку и повесить на нее вещь того же цвета); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Продолжаем дальше.
Перед вами цветные схемы, разноцветные шарики и пустые стаканчики. Ваша задача разложить шарики по стаканчикам согласно схеме.
Вы получаете подсказку, которая находится у вас на столе в ароматных баночках. Давайте их откроем и понюхаем. Какой запах Вы почувствовали?
Это было последнее задание. Мы весело поиграли и получили три подсказки. Давайте вспомним, что же находится в нашем мешочке? ( ответы: предмет в мешочке оранжевый, круглый и ароматный). Пройдя через все задания, нам стали известны некоторые свойства неизвестного предмета. Но мы еще не знаем, что там, пока не потрогаем. Давайте попробуем определить на ощупь, какой он (гладкий).
Теперь мы наверно можем точно сказать, что же спрятано в нашем сенсорном мешочке? ( Ответы: апельсин).
И так, мы с Вами подтвердили тот факт, что у взрослых и у детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ объекта ребенок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам своими руками изготовить игру, направленную на сенсорное развитие. Эта игра называется «Рыбалка». Состоит игра из веревочек с разными цветными наконечниками и рыбок, вырезанных из пористой резины. В каждой рыбке дыроколом сделано отверстие для того, чтобы ее можно было легко нанизать на нашу удочку. Перед Вами на столе находится необходимый материал для изготовления этой игры. Давайте приступим к работе. Эта игра способствует изучению цвета, размера и развитию мелкой моторики.
Таким образом, систематически используя дидактические игры, я заметила, что это позволяет наиболее эффективно решать задачи сенсорного развития.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития.
Спасибо за внимание!
Я надеюсь, что мои разработки пригодятся в вашей профессиональной деятельности.
Всем желаю творческих успехов.