Наталья Колмакова
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что
наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
Публикация «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Помним: для звукового анализа следует брать такие слова, звучание и написание которых полностью совпадает, например, дом, сыр, лиса, кран и т. д.
Слоги
Слова можно разделить на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Пример: в слове «кот» один гласный звук – «о», значит, в нём всего один слог. Количество слогов также можно проверить хлопками.
Ударение
В слове, если в нём больше одного слога, один из слогов является ударным, т. е. произносится с большей силой голоса. Ударение падает только на гласные звуки: рЫба, малИна, лимОн.
Пример звукового анализа слова «лиса». В слове «лиса» 4 звука. Первый звук [ль] - согласный, мягкий, звонкий; второй звук [и] - гласный; третий звук [с] - согласный, твёрдый, глухой; четвёртый [а] - гласный. В слове «лиса» два слога: первый «ли», второй «са». Ударение падает на [а], этот звук находится во втором слоге, значит, ударным является второй слог.
/
[л] [и] [с] [а]
Уважаемые родители!
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно: умение различать гласные и согласные звуки, определять согласные по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, а также умение делить слова на слоги и правильно ставить ударение.