Оксана Хорохова
Картотека игр на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха - залог успешного обучения чтению и письму. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Каким же образом развивать фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
Публикация «Картотека игр на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Предлагаю вниманию игры, позволяющие в интересной форме развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
"Выбери картинку".
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (сом, дом, лом, ком). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
"Помоги негритенку Тому».
Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по - русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.
"Верно или нет?".
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, ворота, хорота). Нужно хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
"Логопед".
Шепелявому медвежонку прописали 10 слов со звуком Ш. Подберем ему слова.
"Кто внимательный?".
Просим ребенка стукнуть катандашом по столу (или хлопнуть в ладоши, топнуть и т. д., если они услышат звук З.
"Гонки слонов".
Логопед предлагает детям превратить пальцы рук в слонов (пальцы ставим на стол, кроме среднего. Он-хобот слона). Предлагается слонам прогуляться - походить. Услышав слово "стоп", слоны должны замереть.
Слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, стоп, стул, стой, стоп.
"Веселый мяч".
Дети становятся полукругом, логопед по очереди бросает детям мяч, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да.). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.
"Подарки Аленке".
Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук А. Угадайте, какие игрушки подарили Аленке? (Аптечку, Буратино, куклу, собачку, аиста.).
"Поймай звук".
Если услышишь звук К в слове - хлопни в ладоши (или топни ножкой). Слова: кран, стол, конфета, морковь, туфли.
"Загрузи кораблик".
Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названиях которых есть звук У : пуговицы, ружья, груши, улья. Придумай (или нарисуй, какие предметы можно перевезти на этом кораблике.
"Отвечай - не торопись".
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова арбуз.
"Гости".
К белочке в гости пришли животные, в названии которых слышится звук С. Кто пришел к ней в гости? Белка любит подарки, в названии которых слышится звук Б. Какие подарки принесут гости белочке?
"Исправь Незнайкины ошибки".
Незнайка гостил у бабушки в деревне и рассказал о своих впечатлениях. Послушайте внимательно и исправьте, если есть ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова дает вкусное молоко.
Рошадь жует сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
"Цепочка слов".
Эта игра - аналог всем известных "городов".
На последний звук заданного предыдущим игроком слова последующий игрок придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист-тарелка-арбуз.
«Загадки».
Я задумала слово. Угадай, какое слово я задумала, если первый звук в этом слове – М, второй – А, третий – К (мак).
«Слухачи».
Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук слышится чаще всего?
«Выполни движения».
Я назову слова. На звук С нужно хлопнуть в ладоши, на З – топнуть ножкой, на Ц – присесть на корточки.
«Прятки».
Звук Ш будет играть с нами в прятки, а мы - его искать. Если звук спрятался в начале слова – покажи на карточку с закрашенным первым окошком, если в середине слова – с закрашенным вторым окошком, если в конце – с закрашенным третьим окошком.
«Рифма».
Подбери рифму названия овощей со звуком К.
Где весною было пусто,
Летом выросла. (капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
«Попугай».
Повтори за мной слоговые сочетания:
Па-ба по-бо пу-бу пы-бы
Та-да кА-га фа-ва СА-за
Пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты.
«Повтори».
Повтори похожие слова:
Мак-бак-так ток-тук-так бык-бак-бок
Дам-дом-дым ком-дом-гном моток-поток-каток батон-бутон-бетон.
«Свисток – звонок».
Логопед проговаривает слова со звуком С и З. Если слышно звук С дети поднимают картинку со свистком, если З – со звонком.
«Зоопарк».
На столе игрушечный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк не большой, всем не поместиться. В нем поселятся только те животные, в названиях которых есть звук Ль. Кто будет жить в зоопарке?