Наталья Цветкова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков у детей c ЗПР посредством овладения Лего-конструированием»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей.
«Развитие коммуникативных навыков у детей c ЗПР посредством овладения ЛЕГО-конструированием».
Воспитатель 1 квалификационной категории Наталья Цветкова.
2 слайд.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие коммуникативных навыков у детей c ЗПР посредством овладения Лего-конструированием“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2016
Задачи: дать представление о конструкторе ЛЕГО, как средстве развития коммуникативных навыков через лего-конструирование, познакомить с различными вариантами игр посредством построек из лего-конструктора.
3 слайд
Мы работаем с наборами Лего- Дупло. Так же наши дети играют с наборами конструкторов «Полесье», аналогами Лего- Дакта.
4 слайд
Рассмотрим два периода работы.
I.Начальный период
Спонтанная, коллективная ЛЕГО-игра детей.
II. Период обучения, который делится на этапы
1. Знакомство с формой, величиной.
2. Знакомство с цветом.
3. Обучение способам скрепления.
4. Конструирование по образцу, картинке.
5. Работа по словесной инструкции.
6. Конструирование по схеме.
7. Конструирование по теме, используя мнемодорожку.
8. Коллективная постройка и ее обыгрывание.
5 слайд
Начальный период - это спонтанная игра детей с лего.
Рекомендую соблюдать определенные условия.
• Оптимальное количество участников игры 4-5 человек.
• Детям должно хватать Лего-элементов.
• Удобное место для игры.
• При проведении спонтанных игр не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом.
• Обязательно стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время игры.
• Постройки лучше на некоторое время сохранить.
6 слайд
Следующий период– период обучения «От простого к сложному»
Мы переходим от манипуляции к целенаправленной деятельности. Это прежде всего развитие ощущений и восприятия.
Используя методические приемы, нужно учитывать психические особенности детей.
У наших детей ярко выражено недоразвитие речи, плоть до полного его отсутствия. Это нарушает коммуникацию детей
У детей дошкольного возраста развито больше наглядно-действенное мышление. Оно преобладает над наглядно-образным мышлением.
Таким образом, необходимо обследование Лего- элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных).
Разберем это на примере игры
«Волшебная корзиночка» или «Найди, что спрятано»
Здесь будем знакомиться с формой и величиной лего-конструктора
В этой игре даю понятие, что лего - конструктор состоит из кирпичиков. Кирпичики бывают разные по размеру: большой, средний, маленький. Во время игры обращаю внимание на речь детей. Побуждаю их к словесному проговариванию своего действия.
Играя в игру, предложите детям с закрытыми глазами найти в корзиночке детали разной формы. Сначала ребенок отвечает на вопрос словом, фразой (большой кирпичик). Затем задаю полный вопрос, добиваюсь полного ответа
7 слайд
Теперь закрепим цвета деталей на примере игры
«Поменяемся деталями», «Выложи дорожку».
Игра «Поменяемся деталями» (Нужно поменяться кирпичиком с соседом. Сказать, какого цвета ваш кирпичик, спросить какого цвета у него).
8 слайд
Следующий этап: обучение способам скрепления.
• Обращаю внимание, что лего - конструктор необычный. На кирпичиках есть кнопочки, с помощью которых они соединяются.
• Вы можете скреплять кирпичики по-разному: на вису, на столе, на плато.
Предлагаю скрепить три кирпичика. А потом рассказать другу, что получилось. В этой игре идет обогащение Лего - словаря. Здесь я использую метод: вопрос - ответ. Т. е. идет общение педагог- ребенок.
9 слайд
Далее переходим к другому этапу: работа по образцу, затем по картинке.
После того, как мы научились различать цвет, форму, величину лего - конструктора, научились скреплять кирпичики между собой, предлагаю детям работу по образцу, затем по картинке на примере игры «Собачка».
Образец или картинку мы анализируем, выделяем главные, второстепенные детали. Намечаем последовательность работы.
После того, как дети выполнят работу, предлагаю им рассказать о своей постройке.
Как показывает опыт, дети затрудняются рассказать о последовательности работы.
Предлагаю им такой вариант: рассказ по цепочке, т. е. начинает рассказывать один, следующий продолжает. В этом случае развивается не только речь, но и мыслительные операции.
10 слайд
Следующий этап - работа по словесной инструкции
Зрительные и тактильные анализаторы мы использовали. Значительно сложнее слуховое восприятие. Разберем это на примере игры «Послушай и сделай». «Машинка», «Елочка».
Есть вариант, когда постройку строит ребенок, объясняет свои действия. Остальные строят, опираясь на словесную инструкцию. Предлагаю сравнить постройки между собой. Это сопутствующий быстрый анализ постройки, где идет непосредственное коммуникативное общение.
11 - 12слайд
Переходим к этапу, где дети работают по схеме.
В схеме нет ни цвета, ни объема, но есть форма, величина, пространственное расположение деталей. Здесь допускается несколько вариантов.
• Если дети овладеют анализом и синтезом, предлагаю им работу самостоятельно.
• При возникновении затруднений приступаю к анализу схемы: выделяю главные части, второстепенные, пространственное расположение.
Предлагаю построить по схемам персонажей к сказке «Заюшкина избушка»
Договариваемся, кто каких персонажей будет строить, и приступим к работе. В процессе работы поощряю помощь детей друг другу. В данном случае идет коммуникация ребенок- ребенок. В случае затруднения предлагаю словесный план
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке.
1. Расскажи, что ты будешь делать?
2. Какие детали будешь использовать?
3. Что будешь делать сначала, что потом?
4. Как будешь скреплять детали?
5. Что ты хочешь еще добавить в свой рассказ?
Это является переходом от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному.
Наша работа будет соответствовать следующему этапу:
13 слайд
Конструирование по теме.
Когда закончим работу, предлагаю по мнемодорожке рассказать своим друзьям, что получилось.
В своей работе я использую мнемодорожки, потому что детям трудно последовательно и логично строить речевое высказывание.
Пользуюсь такой дорожкой,потому что наглядно-действенное мышление еще является ведущим. И ребенку легче рассказать по таблице, чем по плану. Предлагаю построить декорации к сказке, работая в парах.
14 слайд
Игра «Заюшкина избушка»
Далее идет наиболее сложный этап, к которому могут подойти дети с нормальным интелектуальным развитием. Важно, чтобы в группе играющих дети психологически подходили друг другу. Т. е. мы подошли к коллективной игре. Здесь дети договариваются, как они будут играть. Обращаю внимание, как они планируют свою деятельность, распределяют последовательность действий.
Заключение.
Если на первых этапах коммуникативное общение проходит по схеме: педагог – ребенок.
Далее: ребенок – педагог.
Теперь общение происходит: ребенок – ребенок.
Педагогу отводится роль второстепенного наблюдателя.
Его цель: направление, объяснение, усложнение.
Литература.
Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивной игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Гуманитарный издательский центр «Владос».