Алина Кадиева
Мастер-класс для воспитателей «Применение камешков Марблс в развитии детей»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №64 «Малышок» общеразвивающего вида
городской округ Щёлково
(МБДОУ детский сад №64 «Малышок» общеразвивающего вида ГОЩ)
Мастер – класс для воспитателей
«Применение камешков Марблс в развитии детей»
г. Щелково 2022
«Истоки способностей и дарований детей на
кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Применение камешков Марблс в развитии детей“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
мысли».
В. А. Сухомлинский
Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
мотивировать на применение камешков Марблс в деятельности с детьми;
использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук.
Оборудование:
практические материалы, которые используются в работе для демонстрации воспитателям;
подносы;
камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;
картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика», «Украсить торт», «Лабиринт», «Зеркало», «Цифры»- игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры,, лабиринт, улитка, жираф, судоку, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда.
Ход :
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на мастер-классе.
2. Вступление.
Тема: «Применение камешков Марблс в развитии детей», т. е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов, и средств работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
3. История камушек марблс
Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.
Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но как известно, дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
У меня имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. Предлагаю рассмотреть подготовленные шаблоны, которые я использую в работе с детьми.
4. Практика
Поиграем.
1. Обследование камешков
- Опустите свои руки на подносы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
-Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
-А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
• Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
• Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
• Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять синие камешки большим и третьим) и т. д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Мы услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
2. Работа над текстурой камешков
- Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни, у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.
3. Пространственная ориентация
- Первый родитель – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй родитель – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий родитель – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
- Четвертый родитель – возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
4. Работа над антонимами прямой и кривой
- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать
- Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)
А сейчас, соберем и устроим грохот.
Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.
5. Игры
• Игра «Цветочная полянка»
Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки
- справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.
• Игра Мозаика»
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)
• Игра «Украсим торт»
Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс
• Игра «Лабиринт»
Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта
• «Зеркало»
Задание – выложи букву в зеркальном отражении
• «Цифры» - запоминают образ цифр
Задание – выкладывает цифры нужного цвета.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.
5. Вопросы
- Скажите, что развивают камешки Марблс?
Разделы для работы с камешками Марблс :
Развитие тактильно-двигательного восприятия;
Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);
Развитие зрительного восприятия;
Развитие восприятия пространства;
Развитие творческих способностей;
Развитие речи;
Формирование буквенного анализа;
На этом мы ззавершаем наш мастер-класс.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!