Наталья Легкова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Тополек» города Кирова Калужской области
Мастер –класс для воспитателей
на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
посредством пальчиковых игр»
Подготовила:
воспитатель
Легкова Н. Н.
Киров, 2019
Мастер – класс для воспитателей
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
посредством пальчиковых игр»
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с различными видами пальчиковых игр.
2. Разучить с воспитателями несколько видов пальчиковых игр, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Формировать положительные эмоции
Оборудование: ИКТ, массажные мячики, дидактический материал (мозаика, конструктор разного вида, присоски, крышки, шнуровка, лабиринт, кольцебросы, вкладыши, мешочки с крупой, коврики,карандаши, листы белой бумаги и т. д.)
Ход мастер- класса :
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования пальчиковых игр.
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
(воспитатели возвращаются на свои места)
- Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).
- Да, правильно, молодцы.
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. Сухомлинский
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
-Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
- Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
- Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале игр с детьми.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
2 часть. Знакомство с различными видами пальчиковых игр.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр :
-Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, массажными мячами, прищепками);
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые кинезиологические игры
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
-Пальчиковые игры на основе сказок
1. Пальчиковые игры с предметами (предложить воспитателям поиграть с предложенным дидактическим материалом)
2. Активные игры со стихотворным сопровождением
«Дом»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
«Идет коза рогатая»
Идет коза рогатая (топаем ногами)
Идет коза бодатая
Кто кашу не кушает (грозим пальчиком)
Кто маму не слушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает, забодает, забодает
«Прилетели птички»
Прилетели птички, (машем рукми)
Принесли водички. (ладони перед собой)
Надо просыпаться, (руки вверх)
Надо умываться, (умываем лицо)
Чтобы глазки блестели, (умываем глазки)
Чтобы щечки горели, (моем щеки)
Чтоб смеялся роток, (смеемся)
Чтоб кусался зубок! (стучим зубами)
3. Игры- манипуляции
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(сжать пальцы рук вместе)
«Мальчик-пальчик, где ты был?»
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил!
С этим братцем суп варил!
С этим братцем кашу ел!
С этим братцем песню пел!
4. Пальчиковые игры с элементами самомассажа (с мячами)
«Мой веселый мячик»
Прыгал мячик по дорожке,
(катаем мячик между ладоней)
И попал в мои ладошки,
(Спрятали мячик в ладошках)
Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)
Мои ручки развивать.
Здравствуй мячик желтый бок,
(гладим мяч то с одной стороны, то с другой)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (сжать мяч)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Прыгай дальше колобок.
5. Пальчиковые кинезиологические игры
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
«ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
7. Пальчиковые игры на основе сказок
«Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад
«Колобок»
1. Жили-были дед да баба
На поляне у реки (стучим кулачком о кулачок)
2. И любили очень-очень
На сметане колобки. (сжимаем, разжимаем кулачки)
3. Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)
4. Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. (трем ладошки)
5. Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)
6. Очень круглый, очень вкусный
Только есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши)
3. Заключительная часть.
Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, осуществляемая в интересной, непринужденной игровой форме, и во взаимодействии с родителями доставляет детям радость и удовольствие, а также влияет на формирование интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Уважаемые педагоги, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру!
4. Рефлексия.
В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый участник мастер – класса поделился своими впечатлениями, высказал своё мнение – что Вам понравилось, что не понравилось, почему, было ли Вам интересно или не очень?
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.