Анна Шевко
Мастер-класс для воспитателей по изобразительной деятельности посредством художественного экспериментирования
Кляксу мы нарисовали, губкой все заштриховали,
взяли в руки мы тычок, получился паучок.
Тут и трубочка пустилась с ватной палочкой плясать
и картина получилась – просто глаз не оторвать!
А. Н. Шевко
Цель:повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования по развитию интереса у воспитанников к изобразительной деятельности посредством художественного экспериментирования с различными техниками и материалами.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по изобразительной деятельности посредством художественного экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2021
Материалы и оборудование: стойки для рисунков, работы воспитанников выполненные различными техниками рисования, мультимедийная установка, электронная презентация, музыкальное сопровождение, карточки для игры «Закончи предложение», памятки «Техники рисования для работы с детьми разных возрастных групп согласно рекомендациям учебной программы дошкольного образования».
Ход мероприятия
Участники по желанию занимают места за столами, где для каждого подготовлены: силуэтные трафареты, коктейльные трубочки, зубные щетки, кисти жесткие, кисти с мягким ворсом /большие и маленькие/, восковые мелки, гуашь, акварель, комочки смятой бумаги, ватные палочки, бумага разной фактуры и цвета формата А-4, стаканчики с водой.
П). Восточная мудрость гласит: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь! А зажечь может только тот, кто горит сам!»
Таким образом, главная задача воспитателя дошкольного образования зажечь в каждом ребенке ту искорку неподдельного интереса к экспериментированию с различными техниками и материалами.
На моих занятиях по изобразительному искусству не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. А вот чем можно рисовать мы с вами узнаем, отгадав загадки:
1. Ей бутылки затыкают
В ней машины застревают
А цепочкой закрепив
Закрывают в ванне слив. (Пробка.)
2. Они с карандашами схожи,
Цветные, и в коробке тоже.
Пиши ты ими на листке,
Асфальте, стенах и доске.
В использовании они легки,
Из воска сделаны… (Мелки.)
3. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча.)
4. Мягкий, свернутый в рулон, что же это… (Поролон.)
5. Костяная спинка, жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка.)
6. Зубы есть да не жует,
А жевать другим дает… (Вилка.)
7. Вырезаны из бумаги,
Буквы, бабочки и флаги.
Бабочку на лист кладу,
Ручкой смело обведу.
Удобно это. Не секрет —
Мне пригодится… (Трафарет.)
8. Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще – картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная… (Гуашь.)
9. Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Все раскрасит… (Акварель.)
П. Коллеги, как мы можем назвать все эти предметы одним словом? (Ответы участников.) Какие еще материалы можно использовать для рисования различными техниками? (Ответы участников.)
П. Важную роль в организации занятий по экспериментированию с различными материалами и техниками рисования играет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна стимулировать воспитанников на активную деятельность, служить удовлетворению потребностей и интересов воспитанников:
• материалы и оборудование должны быть безопасными, доступными, разнообразными, ориентированы возрастные и индивидуальные потребности и возможности каждого воспитанника;
• пространство в зависимости от образовательной ситуации должно иметь возможность трансформироваться;
Например: по желанию детей группа может быть преобразована в «художественную студию», «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов: переносная ширма, мольберты, доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты и др. ; в том числе активное использование природного и бросового материала;
• сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих творческую активность.
П. В своей практической деятельности я использую принцип «Учение через увлечение!» Что это значит: на первом этапе необходимо удивить детей, затем предоставить возможность почувствовать удовольствие от занятия, таким образом, дети настолько увлекаются процессом рисования, что не замечают, как достигают успеха в выполнении работы. Вот именно таким образом формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования и устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно начинать систематическую работу по художественному экспериментированию с различными техниками и материалами с раннего возраста постепенно в дальнейшем совершенствуя навыки и умения детей.
Технологическая часть
Рассматривание выставки детских работ с различными техниками
рисования + видео презентация - вернисаж:
«Маленькими ручками – большой мир!»
П. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, знакомые вам техники рисования на представленных работах? (Ответы участников.) Какие техники рисования используете вы? (Ответы участников.) Испытываете ли Вы трудности в планировании и организации игр-занятий с использованием различных материалов и техник рисования, какие возникают проблемы? (Ответы участников.) Как вы думаете, что развивает и чему способствует экспериментирование с различными техниками и материалами в изобразительной деятельности? (Ответы участников.)
П. Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что успех в развитии интереса к изобразительной деятельности посредством экспериментирования с различными техниками и материалами во многом зависит от разнообразия и вариативности работы педагога с детьми.
Предлагаю Вам воспользоваться некоторыми советами
из практики моей работы:
прежде чем познакомить детей с той или иной техникой, освойте ее в совершенстве сами;
вводите новые техники постепенно, руководствуясь принципом дидактики «от простого к сложному»;
выбирая технику рисования, отдавайте предпочтение той, в которой используются хорошо знакомые детям средства изображения, т. е. техника изображения должна быть доступна и понятна детям;
обязательно предоставляйте воспитанникам возможность выбора свободно и доступно экспериментировать с новыми материалами и техниками, не ограничивайте их творчество;
осуществляйте планирование образовательного процесса с использованием экспериментирования с различными материалами и техниками рисования с учетом возраста воспитанников, их индивидуальных особенностей и приобретенных навыков и умений в рисовании;
в заключительной части игры-занятия обязательно вывешивайте работы на выставке, доске или раскладывайте на столе, ковре связывайте анализ работ с изобразительной задачей при этом обязательно используйте игровой прием обыгрывания готового рисунка;
подготовленный вами образец рисунка должен пробуждать в воспитанниках фантазию, а не служить готовой моделью для копирования;
никогда не подвергайте работы воспитанников критике, помните, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.
П. Уважаемые коллеги! Превращайте обучение в игру, фантазируйте, экспериментируйте, побуждайте детей к творческим поискам и решениям, развивайте в детях умение свободно выражать свой замысел, чаще устраивайте выставки! Ведь выбор средств изображения не ограничен – рисовать можно где угодно и чем угодно. Это будет отличной мотивацией для развития интереса к изобразительной деятельности посредством экспериментирования с различными материалами и техниками для каждого ребенка.
Желаю всем Вам творческих успехов!
Практическая часть
Экспериментально практическая деятельность
воспитателей дошкольного образования
с различными материалами и техниками рисования:
• фроттаж + рисование акварелью + восковые мелки;
• набрызг с использованием зубной щетки + силуэтный трафарет;
• кляксография трубочкой;
• монотипия пейзажная (оттиск в зеркальном отображении);
• экспериментирование со способами изображения предметов, путем смешивания и дополнения различных техник друг другом: рисование мятой бумагой + тычок + силуэтный трафарет; ватная палочка + силуэтный трафарет + набрызг зубной щеткой + кляксография трубочкой, отпечатывание сухих листьев + набрызг.
Заключительная часть
Рефлексия игра «Закончи предложение»
Воспитатели дошкольного образования берут по карточке с началом предложений: «Удачным сегодня было…»; «Для своей практической деятельности я почерпну…»; «Думаю, моим воспитанникам понравится…»
Литература
1. Василенко, Н. Мастер – класс как форма методического сопровождения в учреждении дошкольного образования / Н. Василенко, Л. Котенёва // Пралеска. – 2019. - № 4. – с. 26 – 30.
2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск. Нац. ин-т образования, 2019.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
Приложение 1
Памятка для воспитателей дошкольного образования
Техники рисования для работы с детьми разных возрастных групп согласно рекомендациям учебной программы дошкольного образования
ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ
• заполнять лист бумаги яркими пятнами, точками, кружочками – (поролоновыми тампонами);
• рисовать пальцами, ладошками.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
• рисование пальчиком;
• ватной палочкой;
• тычками;
• печатками из природного и дополнительного материалов;
• рисование ладошкой.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
• рисование пальчиком;
• ватной палочкой;
• тычками;
• печатками из природного и дополнительного материалов;
• рисование ладошкой.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
• рисование ладошками;
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• тычком;
• печатками из природного и дополнительного материалов;
• свечой;
• восковыми мелками;
• применять смешанные техники рисования.
СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
• угольным карандашом;
• восковыми мелками;
• монотипия;
• кляксография;
• ниткография;
• набрызг;
• рисование по сырому;
• рисование по трафарету;
• граттаж и др. ;
• применять смешанные техники рисования.