Евгения Разумная
Мастер-класс для родителей «Развиваем творческое мышление с помощью технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хотела бы познакомить с методом который активно используется в ТРИЗ- педагогике и называется метод фокальных объектов.
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и
характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств
других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развиваем творческое мышление с помощью технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать. (Валенок)
- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта). (Дерево, лампа, кошка)
- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов. (Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту. ( Присоединяем к ВАЛЕНКУ признаки ДЕРЕВА: высокий валенок, зеленый валенок, валенок с толстой корой, валенок с колючками; ЛАМПЫ: электрический валенок, разбитый валенок, волшебный валенок, светящийся валенок; КОШКИ: полосатый валенок, пушистый валенок, царапающийся валенок.)
- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
-Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения. (Развиваем полученные идеи : высокий валенок с толстыми стенками, с светодиодными отражателями, на шипах или с царапающей снег подошвой.)
Игра "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т. д.)
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Степана? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Степан, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Степана, а у тебя Степан машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Степан: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.
«Путаница»
Цель. Закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.
Ход игры. Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок.
Пр. : тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло весящее.
Игра «Давай поменяемся».
Цель. Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни.
Ход игры. Воспитатель раздаёт 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчёлка, шуба, автомобиль и т. д.).
Р. З. : выберите признак, типичный для объекта (пчёлка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту (автомобиль летающий, пчёлка согревающая, шуба скоростная). Объясни когда объект может быть таким.
Пр. : пчёлка согревающая, потому что она дает мёд, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если её быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто летит.