Олеся Владимировна Пучковская
Мастер-класс для родителей по теме «Развиваем речь ребенка».
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
Тема «Развиваем речь ребенка»
Добрый вечер уважаемые родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную тему «Развиваем речь ребенка». Я попрошу вас не стесняться, включаться в игры, в упражнения. И так начнем.
Зачем нам нужна речь?
Для чего речь ребенку?
Публикация «Мастер-класс для родителей по теме „Развиваем речь ребенка“,» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
Что будет, если речь у нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это грозит?
Речь очень важна для общения, но не менее важна и для письма.
Ваша задача, помочь своему ребенку. У 4 годам звуки нашего языка должны быть в норме.
Поможет сформировать речь и улучшить звукопроизношение:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Упражнения на дыхание
4. Игры на формирование грамотных речевых высказываний.
Давай более подробно рассмотрим каждый пункт.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Почему уделяют внимание пальчиковой моторике?
Учеными доказано, что в коре головного мозга есть 2 речевых центра:
• центр Брока, он управляет мышцами лица, языка, глотки;
• центр Вернике, он отвечает за понимание речи.
Все речевые процессы происходят в коре головного мозга. Если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачиваются и импульсы передаются в речевую зону, т. е если выполнять упражнения с мелкой моторикой, с речевым проговариванием, то идёт развитие речевой зоны.
Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая игра на выбор).
Также для развития мелкой моторики можно в магазине приобрести много игрушек: шнуровки, мозайки, плетения, колючие мячики, антистрессы, конструктора, собери бусы и т. д (показ на выбор). В своей работе часто использую Су-джок. Им массажируем ладони, стопы, разучиваем при этом стихи, скороговорки. Также выполняю с ним упражнения для автоматизации звуков. Дети с удовольствием играют с пружинками, выполняют пальчиковую гимнастику.
У каждого наверняка дома найдутся прищепки, их также можно использовать для развития речи ребенка. Прищепкой можно массажировать пальчики. Можно сделать простые игры «Поймай червячка», «Сделай солнышко или ёжика». Дети с удовольствием в них играют. Также пригодятся небольшие листы бумаги. Положите 2 листочка бумаги, на ладони ребенку и попросите его сделать 2 мячика. Каждый мячик нужно сделать своей рукой.
Пригодятся бигуди, их можно покатать в руках, помять. Раздражаются рецепторы, импульсы идут в мозг, развивается речь.
Также давайте ребенку перебирать крупу, делать бусы из макарон, чистить крутые яйца, мандарины, из бусин, семян, пуговиц выкладывать узоры, смотать нитки в клубок, наточить карандаши, заплести косу. Можно взять воздушные шарики и насыпать в них крупы, а потом поиграть с ребенком в игру «Найди пару».
Мы не только стимулируем моторное развитие, мы готовим руку к письму. Рисуя с ребенком, возьмите в руки карандаш, покатайте как колбаску.
Очень простые упражнения, но дадут хорошие результаты.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Звуки речи образуются благодаря нашему речевому аппарату. Это язык, губы, зубы. Почему не все звуки ребенок может произнести?
Потому что недостаточно сформированы навыки слаженной работы речевого аппарата, он мало подвижен. Разработкой этого речевого аппарата занимаются логопеды и в основе их работы - артикуляционная гимнастика.
Так как у дошкольников слуховое восприятие слабое, то все действия нужно визуализировать, то есть каждое упражнение у детей должно быть связано с картинкой.
Давайте мы с вами сейчас попробуем выполнить некоторые упражнения (на выбор). Сейчас продается много книг с артикуляционной гимнастикой, также можно найти в интернете.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, нормальную громкость речи, соблюдение пауз, интонационную выразительность.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох как правило говорят тихо и затрудняются произносить длинные фразы, не договаривают слова.
Развивая речевое дыхание, прежде всего нужно сформировать сильный плавный ротовой выдох, чтобы ребенок направлял воздушную струю в нужном направлении. Я покажу, в какие игры вы можете играть с ребенком, но играя, соблюдайте следующие правила:
• Вдох должен быть носом, набирая полную грудь воздуха;
• Во время выдоха, губы трубочкой, а, не сжимая губы и надувая щеки;
• Проводит такие игры долго нельзя, а игра 10 секунд.
Давайте поиграем вместе, возьмите кусочек ваты, положите на руку-это снежинка, подуйте на «снежинку».
Пригодятся салфетки, пусть ребенок порвет ее на мелкие части и подует, а потом соберет.
Давайте поиграем в футбол, сядьте друг напротив друга, на середину положите карандаш и дуйте на него, забивайте друг другу голы. Играя помните о правилах.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
В развитии речи ребенка поможет рассматривание картинок и составление по ним рассказов. Давайте поиграем в игры, которые помогут развить речь вашего ребенка :
«Что из чего сделано?» Н-р: Стакан из стекла какой? Стеклянный и т. п.
«Скажи наоборот» Н-р: Сильный-слабый, горячий-холодный ит. п.
«Что делает этот предмет?» Н-р: Ветер-дует, самолет-летит и т. п.
«Назови ласково»
«Продолжи слово» Н-р: КА___(ша, МУ___(ка) и т. п.
В таких играх лучше использовать мяч. У современных детей страдает внимание, а поймав мяч, он на нем сосредотачивается, и также идет развитие моторики.
Игр большое многообразие, их можно найти в интернете, в книгах. Развивайте своего ребенка, найдите для него время. Надеюсь, сегодняшняя встреча была полезной для вас. Спасибо за внимание!