Маргарита Морозова
Мастер-класс для родителей по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по стране звуков и букв
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №13
городского округа Павловский Посад Московской области
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте
в подготовительной группе
на тему «Путешествие по стране звуков и букв»
Выполнила
учитель-логопед
Морозова Маргарита Александровна
2022 год
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи: активизировать знания родителей о звуках, буквах, слияниях, воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Ход мастер-класса
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• сформированность звуковой стороны речи;
• сформированность фонематических процессов;
• готовность к звуковому анализу слов;
• владение понятиями звук, слог, слово, предложение. Слайд 2
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает : определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове. Слайд 3
- Чем отличается звук от буквы?
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем. Слайд 4
- На какие две большие группы делятся звуки?
Звуки бывают гласными и согласными. Слайд 5
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные :
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. Слайд 6
- Сколько гласных букв в русском языке?
- На сколько групп они делятся?
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
Гласных букв десять : А У О И Э Ы Я Е Ё Ю
Гласные делятся на два ряда. Гласные первого ряда не смягчают согласные, гласные второго ряда – смягчают согласные. Слайды 7, 8
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
- Какие характеристики есть у согласных звуков? Слайд 9
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Слайд 10
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
- Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ Слайд 11
1 задание. «Определи первый звук в слове». Слайд 12,13
На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово.
2 задание. «Определи последний звук в слове» Слайд 14
На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове.
3 задание. «Прятки со звуками» Слайд 15
Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова.
Схемы расположения звуков.
Физминутка. Слайд 16
Мы трудились очень много,
Отдохнем сейчас немного
Руки – вверх!
Руки – вниз!
Влево – вправо повернитесь
Дружно сели,
Дружно встали
И наклоны делать стали,
Стали прыгать и скакать.
Будем звуки повторять
(а) – поднимаем руки вверх
(у) – вытягиваем руки вперед
(и) – разводим руки в стороны
А теперь опять шагать.
4 задание. Определите, какой звук слышите мягкий Мь или твердый М.
Молоко, мёд, далеко, масло, медленно, мычит, спит, матрос, шляпа, мебель, гром, домашний, смелый.
5 задание. Дай характеристику согласному звуку. Слайд 17
6 задание. Составь схему слова. Кот, гусь. Слайд 18
Нашу встречу мне хочется закончить словами: Слайды 19,20
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте![/i]