Наташа Титаренко
Мастер-класс для родителей «Оздоровительные упражнения для профилактики и коррекции нарушений ОДА»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса
Вступление:
Утром встали рано-рано,
Солнца желтый лепесток
Заглянул к нам в сад нежданно,
Встретить Вас – гостей помог.
На спортивных, на площадках,
Для детей ведем зарядку,
А сегодня мы для Вас
Проведем наш мастер-класс.
Вы готовы слушать, да?
Засыпать не будете, нет?
Активными вы будете, да?
Ну, начнем уже тогда.
Слайд 2
Темочки:
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс с упражнения, которое называется «Морской круиз» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте корабль, который плывет по синему морю. Дорисуйте человечка на палубе корабля. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое безоблачное небо. Напишите, какие 6 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, семья, здоровье, деньги, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что начался сильный шторм, корабль тонет. Мы пересаживаемся в спасательные лодки. Но в лодку мы можем взять только 3 ценности. Выберите их.
Подплывая к берегу, спасательные лодки разбились о коралловые рифы. До берега придется добираться вплавь. Выберите только одну самую главную для вас ценность.
Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по очереди свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Итог: Да, действительно здоровье очень значимо для нас. Не имея его нам становится трудно полноценно жить и радоваться жизни.
Слайд 3
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)
Согласны с этим определением?
Слайд 4
Мишель де Монтень (писатель и философ)
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Слайд 5
Януш Корчак (писатель, врач) писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Научить, заинтересовать детей мы можем с помощью здоровьесберегающих технологий. Что же это такое?
Слайд 6:
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и родителей, ребёнка и педагога, ребёнка и медицинского работника.
Слайд 7
Сегодня мы рассмотрим некоторые элементы физкультурно-оздоровительных технологий, которые вы (родители) можете использовать со своими детьми для коррекции и профилактики НОДА.
И начнем мы с корригирующих упражнений.
Слайд 8
Корригирующие упражнения – специальные физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата. Эти упражнения выполняются из различных исходных положений и позволяют избирательно нагружать отдельные мышечные группы, отстающие в своем развитии.
Рассмотрим примеры упражнений для укрепления мышц брюшного пресса и спины из облегченных исходных положений. Облегченными их называют, т. к.
Исходное положение лежа на спине разгружает позвоночник, выравнивает его кривизну и дает ребенку ощущение правильной осанки. Так же оно оптимально т. к. не затрачивается лишняя энергия на сохранение равновесия и мышцы брюшного пресса работают изолированно.
Для того, чтобы вам было проще выполнить эти упражнения дома с детьми, я предлагаю вам сейчас попробовать сделать некоторые из них.
Слайд 9
«Велосипед» (4-12 раз)
И. п. – лежа на спине, ноги согнуты, стопы на полу, руки свободно. Поднять голову, принять упор на локти, поднять согнутые ноги и, имитируя езду на велосипеде, поочередно сгибать и разгибать их в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах так, чтобы носки ног описывали круги. Поясницу держать прижатой к полу. Дыхание не задерживать.
Слайд10
«Юные художники»
И. п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. Поднять голову, принять упор на локти, стопами ног рисовать простые фигуры, чередуя правую и левую ноги. Поясницу держать прижатой к полу, ноги не сгибать. Дыхание не задерживать.
Слайд 10
«Ножницы»
И. п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. Поднять голову, принять упор на локти, немного приподняв прямые ноги, скрещивать их и разводить в стороны. Поясницу держать прижатой к полу, ноги не сгибать. Дыхание не задерживать.
Слайд 11
«Змейки просыпаются»
И. п. – лежа на животе, ноги вместе, руки у плеч. 1 – поднять голову, плечи, верхнюю часть груди; 2 – выпрямить руки вперед; 3 – руки к плечам; 4 – и. п. Живот и ноги удерживать на полу. Дыхание не задерживать. Выполнять в медленном темпе.
Слайд 11
«Лодочка»
И. п. – лежа на животе, ноги вместе, руки выпрямить вперед. 1-2 – поднять голову, прямые руки и ноги оторвать от пола, поднимая с ними вместе верхнюю и нижнюю части тела; 3-4 – вернуться в и. п. Руки и ноги не сгибать, прогнуться в пояснице.
Следующая группа корригирующих упражнений, которые мы рассмотрим, это упражнения для укрепления мышц голени и стопы из исходного положения сидя.
Это сгибания-разгибания пальцев ног, сгибание-разгибание стоп, отведение-приведение носков и пяток, ходьба на месте
на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, круговые движения в голеностопных суставах, захват различных предметов и др. Предлагаю упражнение «Смелый заяц» :
Слайд 12
«Смелый заяц»
И. п. – сидя на гимнастическом коврике, ноги согнуты, стопы на полу, руки в упоре за спиной. Выполнять движения стопами, по словам стихотворения. Следить за осанкой.
Во саду ли, в огороде
Без опаски зайка ходит. (Ходьба на носках)
Зайка дёргает морковку
За ботву из грядки ловко,
Самый красный корешок
Он кладёт в большой мешок. (Выпрямить ноги, разводить носки врозь, пятки вместе)
А ещё он рвёт капусту,
Чтобы лист – тугой и с хрустом! (Согнуть ноги, ходьба на пятках)
И к себе домой без спешки
Всё отвозит на тележке. (Подгибая и выпрямляя пальцы ног, продвигать стопы вперед по коврику)
Зайка смелый! Не боится,
Что придёт сюда лисица!
У неё сегодня дело,
Кур плутовка углядела! (Поочередное сгибание-разгибание стоп)
И хозяин не придёт,
Он курятник стережёт! (Совместное сгибание-разгибание стоп)
Слайд 12
Корригирующие упражнения для укрепления мышц голени и стопы из исходного положения стоя:
- Полуприседания и приседания: стоя на носках, на канате, на набивном мяче, на гимнастической палке в сочетании с движениями рук
Слайд 13
Примеры корригирующей ходьбы для лечения и профилактики плосковальгусных стоп:
- ходьба с параллельной постановкой стоп;
- ходьба по канату;
- скрестная ходьба;
- ходьба по ребристой доске;
- ходьба по скошенной поверхности (пятки к вершине).
Таким образом мы познакомились с разными видами корригирующих упражнений
Слайд 14
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому подвижные игры – эффективный метод, который позволяет активизировать и регулировать двигательную активность детей. Если выбирая игры, ориентироваться на те, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат, то это будет приносить двойную пользу. Даже если ребенок здоров, эти игры помогут сохранить и укрепить осанку, провести профилактику плоскостопия, выработать навык правильной ходьбы. Подвижная игра требует от ребенка проявления инициативности, общительности, способности координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая таким образом основы социальных отношений.
Слайд 15
П/и «Передай мяч»
Оборудование: разноцветные массажные мячи.
Цель: укреплять мышцы спины и брюшного пресса из разгрузочного исходного положения.
И. п. – сидя ноги выпрямлены, руки в упоре за спиной. Между стопами зажать мяч и передавать его друг другу ногами.
П/ и «1, 2, 3 - фигура замри»
Цель: способствовать развитию координации, выработке правильной осанки в разных положениях.
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Раз, два, три фигура (солдатик, цветок, дерево, ласточка (правая, левая нога, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
После фразы «Замри» позу изменять нельзя.
Ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение у стены.
Слайд 17
П/и «Жучок»
Цель: разгрузить мышцы спины и шеи, улучшить крово- и лимфообращение.
Содержание. Дети ложатся на пол, руки и ноги в свободном положении. Взрослый предлагает им представить, как с ветки на землю упал жучок. Но упал неудачно: оказался на спинке и не может перевернуться, чтобы уползти.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет…
С. Маршак
Дети под слова стихотворения изображают барахтанье лапками: лежа на спине, руки и ноги поднять вверх, одновременно выполнять потряхивающие движения.
Для профилактики плоскостопия дома можно поиграть в следующие игры.
П/и "Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
2 вариант — это игры. Ребенок, сидя на стуле между пальцами зажимаем карандаш или кисточку и рисует картину на листе, расположенном на полу. Лист придерживает второй ногой. (поочередно рисовать каждой ногой.)
П/и «Морские сокровища».
Оборудование: ванная, плавающие предметы (пробки, рыбки из набора для рыбалки, камешки, крупные бусины.
Методика проведения: Ребенок садится на стул, соблюдая правильную осанку. В таз с водой опускаются предметы, дети, зажимая пальцами ног "ловят рыб" и достают со дна "жемчужины".
И в заключении нашего мастер класса, хочу вам предложить вам игровой самомассаж.
Слайд 18
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, при проведении которой дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж:
- улучшает кровоснабжение кожи;
- снимает у детей напряжение мышц;
- успокаивает и расслабляет ребёнка;
- положительно влияет на центральную нервную систему;
- способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу;
- способствует развитию фантазии детей;
- способствует развитию речи и выразительному исполнению.
Все приёмы должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от периферии к центру.
Для выполнения массажа предлагаю вам разбиться на пары. Повернуться одному из вас спиной.
Мои руки - это волны,
Ветер гонит их вперед.
Мои руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Мои руки рыбки в море,
Плавают туда- сюда.
Мои руки - это крабы,
Разбежались кто куда.
И в заключении нашего мастер класса, хотелось бы обратить ваше внимание на упражнения, которые запрещены или же их следует ограничивать детям дошкольного возраста.
Слайд 19-20
По итогам конференции проведенной 25.04.2002 г. на кафедре физического воспитания Государственного Педагогического Университета им. Герцена были выделены следующие упражнения.
№ Запрещенные и ограниченные упражнения
Причина ограничения Рекомендованная замена
1. Круговые движения головой Форма сустава не предусматривает данное движение Наклоны вперед, в стороны, повороты.
2. Наклоны головы назад, стойка на голове, чрезмерное вытягивание шеи Нестабильность шейного отдела позвоночника. Плохо сформированные мышцы шеи; возможное смещение шейных позвонков. Замена отсутствует.
3. При и. п. лежа на спине класть согнутые руки под голову.
(указание не давить локти к полу) Чрезмерное напряжение мышц шеи. Возможное надавливание руками на шейный отдел позвоночника Изменить положение рук.
4. При и. п. лежа на спине нельзя поднимать две ноги вместе. Увеличение поясничного лордоза, фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы. Ноги поднимать и опускать попеременно.
5. Кувырок вперед. Нестабильность шейного отдела Замена отсутствует
6. Перекат на спине, удерживая руками колени. Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника Выполнять упражнение только со страховкой преподавателя.
7. Лежа на животе прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки. Увеличение поясничного лордоза, возможность защемления поясничных дисков. Выполнять упражнение на согнутых руках, опора на локти.
8. Сидение на пятках. Перерастяжение сухожилий и связок коленных суставов Сидение по-турецки.
9. При выполнении упражнений на дыхание руки вверх поднимать нельзя. Уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мышц плечевого пояса Изменить положение рук в стороны или на поясе.
10. Висы использовать не более 5 секунд Слабость и перерастяжение связачно-мышечного аппарата Замена отсутствует
11. Исключить прыжки босиком по жесткому покрытию Слабый связачно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны Прыжки только на гимнастических матах.
12. При беге босиком на опираться на переднюю часть стопы Несформированность костей плюсны Бег в спортивной обуви.
13. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча Уменьшить вес мяча. Разрешено только с 5 лет до 0,5 кг
14. Статистическая напряжение до 5 лет не использовать Слабый связачно-мышечный аппарат. Разрешено только с 5 лет по 5-7 секунд
Спасибо за внимание, надеюсь, мастер класс был для вас интересен. И, каждый сможет применить, что-то из него на практике.