Татьяна Киселева
Консультация для родителей «Плохие слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Плохие слова».
- Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается, сквернословит. Дома у нас подобные выражения не в ходу. Очень часто можно слышать от родителей. Вот что я услышала из диалога двух детей, которые играли в песочнице: – Ну, гад, сейчас ты получишь. - Сам дурак, не буду больше с тобой играть.
Публикация «Консультация для родителей „Плохие слова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Раньше дети стеснялись в присутствии взрослых говорить плохие слова. А теперь нет. И даже когда играют – только кричат друг на друга. Смотришь девочка 5-6 лет, а такое скажет, что повторить стыдно. Агрессия у детей может выражаться не только в словах, но в действиях. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети учатся в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это не осмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. А дети 3-4 лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения.
К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирования чувства страха, растерянности и раскаяния. К сожалению, от выражений «больше не играю» и «больше не дружу» дошкольники быстро переходят к формулировкам, содержащим большую долю агрессии: «сейчас как дам», «убью», «ты у меня получишь» и т. п. Эти угрозы могут казаться смешными в устах детей 3-6 лет. Но за ними стоит реальная ненависть, которую испытывает ребенок. И возникает она не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Кажется, что тут такого? Поссорились дети, скоро помирятся. Ан нет! В подобной перебранке они получают опыт негатива напряженности и такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает винить окружающих, грозя им всеми возможными способами. Столь же широко распространено в детской среде использования кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дети чрезвычайно изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иногда через них дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками, повторяя их снова и снова. Причем это делается публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву.
У детей дошкольного возраста есть еще одна особенность легко подхватывать услышанные выражения. И вот на несчастного малыша начинается настоящая облава. Ему шагу не дают ступить, чтобы не унизить тем или иным образом. Дразнят и обзывают его буквально все. Причем большинство ребят делают это беспричинно, не зная, с чего все началось. Просто повторяя чужие слова и действия. Так появляется в коллективе детей атмосфера враждебности, общей озлобленности, которая многократно умножается.
Еще одну группу плохих слов составляют бранные выражения и оскорбления. Степень агрессивности ребенка, прибегающего к их использованию, максимально. Среди примеров словесной агрессии есть традиционно детские, а есть и явно заимствованные из репертуара взрослого. Матерная брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков – все идет вход, когда малыш рассержен. Эти выражения используются детьми точно по назначению, ходя и копируются с разговоров взрослых. Правда, это еще не автономная речь алкоголиков, бомжей,
наркоманов, дошкольники не всегда знают значения этих слов, но смысл подобных выражений просматривается достаточно отчетливо.
Взрослые по разному реагируют на словесную агрессию ребенка, на плохие слова. Некоторые начинают возмущаться. Набрасываются на детей с упреками, ответной руганью: «Ах, ты паршивец такой /дрянь такая/, да что же ты такое говоришь!». Другие взрослые делают вид, что не слышат бранных слов и выражений. Они полагают, что он их скоро забудет. Однако вера эта крайне зыбкая. Память ребенка почти ни в чем не уступает взрослого, и даже превосходит. Кроме всего прочего, подобная форма реагирования, а точнее не реагирования, может быть расценена как попустительство.
Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься воспитательной работой. Они объясняют, что нехорошо ругаться. Пытаются взывать детей к совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дети прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так и поступают. Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словестную агрессию представителей подрастающего поколения? Мне хочется привести здесь пример неразрешимой задачи, гениально понятой и решенной одним ребенком. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут бабушка и ребенок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так чтобы никто не тонул». Так же и здесь. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, а личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов браниться, ругаться и оскорблять.