Елена Семёнова
Педагогический опыт «Приобщение детей к мордовской национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология опыта.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов: ситу ации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному городу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники. Патриотическое воспитание должно пронизывать все направления становления и развитии ребенка – через сказки, песни, рисунки, беседы…
Темочки:
Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим модулям:
«Ребенок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада. Цель - воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, окружающим.
«Ребенок и Родина»: родной дом, родной двор, родная улица, родной город, родной край, Родина – Россия. Цель - формирование образа Родины в доступной для детей форме.
«Ребенок и народная культура»: малые фольклорные формы (МФФ, русская и мордовская народная игрушка, русская и мордовская народная игра, народная песня, русский и мордовский народный костюм, быт русского и мордовского народа, сказки и сказочные герои, календарно – обрядовые праздники. Цель - ознакомление дошкольников с русской и мордовской народной культурой – необходимым компонентом воспитания любви к Родине.
«Ребенок и родная природа»: экологическая культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир, среда обитания. Цель - изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.
«Ребенок и художественное творчество»: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей. Цель - совершенствование эстетического восприятия народного декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.
Огромное значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание в детском саду и семье предметно развивающей среды. В группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о республике, о городе Саранске, познакомиться с достопримечательностями родного города. Дети воочию знакомятся с символикой Российского Федерации и Республики Мордовия. Свое почетное место в уголке заняли куклы в национальных костюмах (Эрзяночка и Мокшаночка, что позволяет детям знакомиться с национальными костюмами мордвы. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды и соприкоснутся к истории нарядов. В уголке представлена работа по дереву (резьба) «С. Д. Эрьзя и его скульптуры». При создании предметно-развивающей среды обращалось внимание на соответствие и доступность, эстетичность и яркость.
Приобщать детей к истокам национального быта и культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в нашем детском саду был создан мини-музей «Изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.
Детям очень интересны экскурсии в мини-музей. Именно здесь, в рамках проведения занятий (кружковой работы) в национальной комнате (избе, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше наши предки. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Также мною разработана дополнительная общеобразовательная программа кружка «Маленький горожанин», которая успешно реализуется в нашем ДОО.
Разработаны проекты для детей старшего дошкольного возраста: «Моя семья, моя радость», «С чего начинается Родина».
Составлена картотека (книжка-малышка) «Мордовский фольклор -детям».
Работа по нравственному воспитанию ведется не только с воспитанниками, но и с родителями. Ребенок в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственно-патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов по работе с детьми окажутся напрасными. Успех нрав стве нно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями и детьми проводятся различные фотовыставки, вернисажи:
- «Мой семейный герб»;
- «Портрет моей мамочки»;
- «Мой папа-солдат»;
- «Город, в котором я живу».
Создание мини-музеев:
- «Народное творчество»;
- «Мой город».
Библиотек:
- «Сказки из бабушкиного сундучка».
Разрабатываются семейные альбомы, буклеты, праздничные газеты:
- «Пусть всегда будет мама!»;
- «Семейное древо»;
- «Традиции моей семьи»;
Совместно с родителями и детьми участвуем в ежегодном городском конкурсе «Бабань парь» («Бабушкин сундучок»).
Обогащен ие детско-родительских отношений по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется с планом работы, кото рый составляется на учебный год.
Воспитание патриота и гражданина своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве мы только начинаем.