Надежда Соснова
Мастер-класс для родителей «Играем — звуки закрепляем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс учителя-логопеда для родителей
«Играем - звуки закрепляем»
Цель:
Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;
- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель- логопед;
- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — звуки закрепляем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-познакомить участников мастер – класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
Участники мастер – класса :
учитель – логопед высшей квалификационной категории Н. А. Соснова;
родители (законные представители) воспитанников, посещающих занятия учителя-логопеда ДОУ.
Выставка пособий: дид. игра «Дорожка», дид. игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», дид. игра «Собери ромашку», дид. игра «Магазин», дид. игра «Волшебный мешочек» и т. д.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, доска, маркеры, хлебная соломка, соломка для коктейля, маленькие конфеты, макароны, горох, кубики, мелкие игрушки, шнурки, мяч, «волшебный мешочек», памятки.
Ход мастер-класса
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе «Играем – звуки закрепляем». Для дошкольника родители – непререкаемый авторитет. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление (автоматизация) звука. Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.
Сегодня, здесь есть родители детей, с которыми мы уже работаем. Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.
Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.
Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Сегодня вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию звуков.
Практическая часть
Начнем с подготовительных упражнений – артикуляционной гимнастики. В процессе её выполнения важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей и различных предметов, которые есть на кухне.
Для укрепления мышц языка можно предложить ребенку вылизывать сначала мелкую тарелку, потом глубокую миску, затем большую ложку, после этого чайную ложку, горчичную ложечку. Что можно использовать для намазывания этих предметов? (родители перечисляют : варенье, сгущенку, мед, кисель, сметану и т. п.) все, что нравится ребенку и не вызывает аллергии.
Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки (слайды, родители делают упражнения с соломкой) :
- удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз
- «Сделай усы» : прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка
- удержать как можно дольше на широком язычке
- прижать к верхним зубам
- зажать между нижними зубами и языком
Используя маленькие конфеты (или сухие завтраки, выполняем упражнение «чашечка», пытаясь удержать шарик. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.
Намазав верхнюю губу вареньем, попросите ребенка слизать его широким языком и назвать, какое варенье (малиновое, яблочное, клубничное, сливовое и т. п.)
Чтобы ребенок лучше различал звуки, попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? (родители перечисляют названия блюд). Если ребенок затрудняется, предложите ему сделать выбор: Сварим суп или лапшу? Сделаем салат или винегрет? Будем пить чай или сок? Приготовим сырники или запеканку?
По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки; предложите ребенку вымыть посуду со звуком – л- (ложки, половник, тарелку, салатник, потом со звуком – ч- (чашку, чайник)
Игры для закрепления звука в речи (проводятся с родителями) :
Возьмите маркеры и бумагу, мы поиграем в игру «Заведем машину». Рисуем дорогу, с заправками, посадками, остановками. В начале дороги рисуем машину и просим ребенка завести машину дррррррр. А когда мотор заведется, то можно поехать дальше РРРРРРРРР.
«Поющие линии». Ребенку даются цветные карандаши. Берем красный карандаш и рисуем длинную линию, произнося заданный звук, тем сам автоматизируя. Разные цвета - разные звуки.
Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, выложить дорожку из крупы. Родителям можно предложить проиграть и выложить дорожку, например, с помощью пинцета из гороха и макарон.
При проигрывании можно задать вопрос: Чем же еще можно заменить крупу?
Да любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Обращаем внимание родителей на то, что помимо автоматизации звука мы развиваем и мелкую моторику рук.
Игра «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.
Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.
Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».
«Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.
Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р». Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:
- называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л].
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.
Например, : весна — автобус — слон — нос — сова.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.
«Волшебный мешок». Ребенку предлагается из мешка достать предмет и произнести слово, четко проговаривая автоматизированный звук.
Таких игр существует очень много. Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! Спасибо за внимание! (Раздаю памятки родителям)