Бордовских Татьяна Анатольевна
Мастер-класс для педагогов «Играем на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах;
Задачи:
·овладение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играем на музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2018
·повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Ход мастер-класса
Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Игра на ДМИ :
• развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
• способствует развитию музыкальных способностей (мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения);
• становлению и развитию таких волевых качеств (выдержки, настойчивости, целеустремлённости, усидчивости);
• развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии, так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Благодаря музицированию у детей
• улучшается качество пения;
• улучшаются музыкально-ритмические движения;
• формируется личность будущего музыканта и слушателя;
• дети учатся понимать и любить музыку.
Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам.
I. Неозвученные музыкальные игрушки - инструменты
Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации:
Балалайка с неиграющими струнами;
Пианино с немой клавиатурой;
Звуковая книжка.
II. Озвученные музыкальные игрушки – инструменты
1. Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты:
ложки;
бубны, барабаны;
трещотки, треугольник;
маракасы, бубенцы.
2. Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты:
свирели;
свистульки.
Применяются при создании игровых ситуаций.
3. Игрушки с фиксированной мелодией:
музыкальные шкатулки.
Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового внимания.
4. Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом:
Металлофон, ксилофон;
Пианино, рояль;
баян, аккордеон;
губная гармошка.
В детском саду чаще всего мы используем озвученные музыкальные инструменты – игрушки ударной группы. Это ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, колокольчики, маракасы, барабан.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально- ритмическое движение).
Когда я знакомлю дошкольников с каким – то конкретным инструментом, показываю сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом, даю послушать фонограмму звучания инструмента (или сама играю на инструменте). Когда дети познакомились со многими инструментами, как итог можно провести игры для выявления результатов знаний.
Я Вам предлагаю поиграть в эти игры.
«Угадай-ка»
Эта игра для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста необходимо использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты.
За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.
«Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем»
Эта игра для детей младшего дошкольного возраста.
На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.
Варианты загадок:
1. Две весёлые подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой.
Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)
2. Он – деревянный инструмент,
Зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка,
Заиграла … (балалайка)
3. Быстро кнопки нажимай,
Веселее запевай.
Растяни меха немножко,
И сыграй нам на … (гармошке)
4. В руки ты его возьми
И немножко потряси.
Тонкой голосочек
Подаст на звонкий … (колокольчик)
5. В руки их скорей бери,
Веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко,
На расписных красивых … (ложках)
6. Приложи к губам её,
Да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой,
И сыграй на … (дудочке)
«Игра в оркестр»
Эта игра для детей старшего дошкольного возраста.
1 вариант игры
По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежат разные музыкальные инструменты. Для игры хорошо использовать двухчастную музыку. На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.
2 вариант игры
В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.
А сейчас я хочу Вам предложить озвучить сказку.
Вступление буду подсказывать взглядом и жестом.
«Пришла весна»
Наступила долгожданная весна.
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи.
металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины)
Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять!
ксилофон (поочерёдно играть 5,6пластины)
Катя вышла во двор и залезла на горку.
ксилофон (лесенка вверх)
Она скатилась с горки
ксилофон ("глиссандо" вниз)
И упала.
барабан
Вдруг подул сильный ветер (дуть)
Он нагнал низкие, тяжелые тучи
бубен-звенеть
И грянул первый весенний гром
барабан, трещотка
На землю начали падать капли первого весеннего дождя
треугольник
Сначала медленно и робко (играют медленно,
затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп).
И вот, пошел сильный дождь
маракас
Катя бросилась бежать
ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины)
Но дождик был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга
металлофон (глиссандо вверх, вниз).
Катя увидела дождевого червяка, он выползал из земли.
маракас
А ещё - большую бабочку и побежала за ней.
ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины)
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки.
треугольники
Мама очень любит цветочки – подумала Катюша, и она собрала
целый букет
металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
треугольники
А сейчас мы с вами поиграем в оркестре.
Оркестр
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?